Чтобы справиться с необыкновенно нудным текстом, параллельно слушаю на youtube лекцию "Мастер и Маргарита" как роман об истине" Е. Яблокова.
(— Да не согласен я... — С кем же? С Каутским? Или с Энгельсом? — Да с обоими.)
Не согласен категорически со следующим высказыванием:
"Любопытна реакция самого Мастера, когда Иван пересказывает ему то, что услышал от Воланда по поводу допроса. Мастер восклицает: "О, как я всё угадал!" Это очень странная реакция для автора художественного произведения. Потому что никакой писатель, сочинитель, как раньше говорили, сочиняя художественное произведение, не надеется на то, что он напишет, существовало где-то или существует в денйствительности. Поэтому слово "угадал" звучит здесь тоже довольно странно".

Да как же можно быть до такой степени глухим к самому смыслу творчества?! Именно "угадал", потому что если это происходит "где-то" и "на самом деле" — значит, ты говоришь в той же тональности, в которой разворачивается Божественный Замысел. Разве может какая-либо оценка творчества быть выше?

Об этом и Флоренский и "Иконостасе" писал, и Стругацкие ("Ничего нельзя придумать: все или уже придумано до тебя, или происходит на самом деле").

А когда приду домой, повешу сюда ещё две картинки.

Вот я угадал:




А вот памятник, о котором я даже не знал, когда писал свою книгу:



@темы: "Знаки", "Хорошо!" (с) Маяковский, Книги