Михайло Потапыч – киевлянин, блог которого я с интересом читаю. Нельзя сказать, "с удовольствием", потому что он пишет, как правило, о вещах не слишком весёлых, но – всегда очень спокойно, трезво и нитересно.
Сегодня он, к примеру, рассказал, как отбивался от делегации (Швондер, Шариков и Ко), требовавшей вывесить на балконе украинский флаг. Как я понимаю, М. Потапыч – коренной киевлянин (он очень любит свой город, часто пишет о нём, помнит его цветущим центром науки и культуры и сокрушается о том, во что его превратили "за часів незалежності"). Дом, в котором он живёт, выходит окнами на одну из центральных площадей. Вот почему приставали с флагом.
В этой записи автор спросил совета, как правильно себя вести, чтобы и балкон свой спасти от бесчестья, и на заметку госбезопасности не попасть. В комментариях другой коренной киевлянин написал, что сам спасся от флага таким образом: сказал Шарикову и пр., что у него дома живёт кот. С высокой степенью вероятности кошак порвёт посторонний предмет "на британский флаг", поэтому хозяин не может взять на себя такую ответственность.
Вот так коты спасали Киев
читать дальшеПонравилась также статья М. Потапыча о европейцах.
mihajlopotapych.livejournal.com/79135.html#cuti...
Да, могу и со своей стороны подтвердить, что в жителях Западной Европы, с которыми я был знаком, больше всего напрягало отсутствие интереса к мышлению как таковому. Этим инструментом пользоваться опасно. Не дай Бог подумаешь как-то не так, как в телевизоре, – вот и прощай тихая сытная жизнь.
Помнится, в начале 90-х в учреждение, где я тогда работал, прислали "смотрящего" от геополитического гегемона. Это был гражданин Великобритании, рыжий г-н средних лет с польскими корнями, и посадили его в мой кабинет. Он должен был давать нашему отделу – и непосредственно мне как руководителю отдела – всяческие ЦУ, в том числе как перестать быть русскими дикарями, а поскорее стать щырымы европейцямы. Последней каплей в чаше его терпения стал такой разговор (как сказали бы сейчас, знатно я его потролил :-))
Он. За кого болеете на чемпионате?
Я. Ни за кого. Я равнодушен к футболу.
Он. Почему?!
Я. Не знаю. Просто равнодушен, и всё. Ну, если подумать... Психологи утверждают, что интерес мужчин к футболу вызван стремлением зрительных центров мозга постоянно находиться в тонусе. Также слаженная работа команды – это то, к чему мужчина подсознательно стремится. Если он сам не часть команды, то, хотя бы наблюдая за хорошей работой команды, он получает удовлетворение. Но если мужчина в жизни, а не на экране телевизора, максимально загружает свои зрительные центры и так же максимально удовлетворён своим местом в жизни, то смотреть футбол ему нет нужды. Есть гораздо больше других интересных занятий, на что потратить время.
Пауза.
Он. Вы это серьёзно?
Я. Ну, вы спросили – я задумался над тем, а действительно, почему? Ещё вот причина: когда я был совсем маленьким, мои дяди и папа очень эмоционально смотрели футбол, и если передача шла поздно вечером, мама возмущалась, что они не дают спать ей и мне. Чувство справедливости и желание защитить более слабого побуждало меня вставать на мамину сторону и вместе с ней требовать сделать телевизор потише. Так у меня отложилось, что футбол – это дело недостойное, поэтому я им не интересуюсь.
Пауза.
Он. Что за бред...
Я. Возможно. Но вот такая у меня яркая индивидуальность. Вы разве против индивидуальности? Может быть, вы за толпу серых одинаковых совков, которые все как один делают одно и то же?
Пауза.
Он. Вы как-то странно мыслите... Футбол – это очень много денег. Знаете, сколько зарабатывает хороший форвард?
Я. Мне это как-то без разницы. Я вам уже объяснил, что не интересуюсь футболом. Лучше, знаете ли, не иметь денег, но быть свободным от того, что тебе не интересно.
Он. Нет! Лучше иметь много денег и смотреть футбол!
Я. Просмотр футбола приносит вам материальные дивиденды? Нет. Тогда при чём тут деньги форварда и ваше к ним отношение?
Он. Вы находитесь под влиянием какой-то пропаганды! [эту фразу я хорошо запомнил; мыслить самостоятельно, по мнению г-на, невозможно] Футбол – игра, которую смотрят миллионы людей во всём мире!
Я. Разве я говорю, что требую запрета игры в футбол или её просмотра? Я просто сам не смотрю футбол, понимаете? Я – не смотрю. Если кто-либо хочет смотреть и смотрит, да на здоровье!
Он. Вы странный человек. Вы готовы противопоставить себя всему миру.
Я. ??? Если вы любите кофе, а не чай, значит ли это, что вы противопоставляете себя всему миру? Или, может быть, вы противопоставляете себя великой китайской культуре, которая первой изобрела бумагу и ракеты?
Он. При чём тут чай и китайская культура?
Я. А при чём тут мой неинтерес к футболу и весь мир?
Вот. Именно после этого диалога он пропал из нашего учреждения, как будто и не было на свете ни его рыжих усов, ни английских газет за его столом. И стол это вскоре тоже убрали.
Или это только киевский феномен? В этом городе сплошь и рядом такое происходит, что, бывает, и сам не веришь в подлинность происходящего.
Но меня действительно ставит в тупик вопрос о футболе. Да, я не люблю футбол, не смотрю, мне всё равно, кто кого и кто с кем. Как в том грузинском анекдоте: "Если ты выпил и загрустил – ты не мужчина, не грузин!"
Думаю, если бы у того рыжего был дядя, который в первом часу ночи взрёвывал "у-у-у, ка-з-з-злы!!!", ассоциации с дебилизмом остались бы с ним на всю жизнь.
Думаю, это общечеловеческое. Читаешь и поражаешься: как, как можно быть вот таким, практически как архитипический герой, когда за гранью роли непонимаемо. Как можно не услышать что-то такое очевидное?
Может, у меня в детстве просто тепло заложилось? Дед у меня сдержанный, настоящий немец. Я не помню ни разу, чтобы мы с ним поговорили о личном, но вот я и никогда не сомневалась, что он меня любит - это просто заметно было в отношении, в жестах. И вот, я была совсем маленькая, но уже сова и чтобы не мешать бабушке, он брал меня за компанию смотреть футбол или хокей. Но вставать ему рано, часов в пять-шесть и он, хотя и любил, засыпал, конечно, и просил - досмотришь, мне завтра расскажешь. И хотя я ни разу, наверное, не рассказывала и смотрела тихо, без криков, как он, но это было мне тогда очень важным и очень приятным. Ну, а в сознательном возрасте уже саму игру полюбила.
Но ведь не нужна причина не любить. Мало ли что кто не любит - и пока человек не требует всех под него подстроиться (не в рамках уважения "не орать по ночам", а делать только как он), ме кажется, даже объяснений с него требовать странно. Хотя, если честно, мне иногда странно, что человек истово держится за мелкую нелюбовь. Когда-то посмотрел, как мальчишки гоняют в футбол или в детском саду попробовал запеченые овощи и все - презрение на всю жизнь, без попытки хотя бы присмотреться к новому вкусу. Я за ним бегать и убеждать не буду, но удивляет не менее сильно.
Ну, результат понятен: тошнота, рвота, недомогание в течение получаса.
Футбол, конечно, не до такой степени, без соматического невроза, но — неприязнь есть. Поэтому когда именно футбольные фанаты безобразят — верю, верю. Им мало поля, и игра здесь, собственно дело второстепенное, но... Хоккейные фанаты (к хоккею я отношусь с бОльшим интересом) ведут себя намного более достойно.
Может, именно потому, что я такой побитый в детстве комплексами и проблемами, указаний "делать как все" особенно не люблю. Не в либерально-макаревичевском смысле, а в смысле "не навреди".
Очень нравится вот это определение свободы: "Свобода — это не тогда, когда можешь делать то, что хочешь, а когда можешь не делать то, чего не хочешь".
АПД. Вообще каждый человек – такой тонкий сосуд, такие волшебные палаты, что общаться с ним и не зацепить никаких "растяжек" – дело трудное! Некоторые вообще похожи на игольницы, истыканные булавками. Конечно, если удаётся самые крупные "иголки" с себя снать, это большая удача и свидетельство о зрелости. Но некоторые, возможно, и трогать не надо.
Чем-то напоминает стихотворение Пастернака: больной мучается на смертном одре, а Господь уже приготовил футляр, в который поместит его душу как драгоценнейший перстень, выкованный именно болью.
Ну, всяко бывает. Может, и винегрет мне зачем-то нужен, чтобы не надмеваться!
И то, что Вы любите футбол, в этом заслуга сначала Вашего дедушки и только потом логики самой игры Любить что-то – это в разы лучше, чем не любить, уж само собой!
И вообще воспитания важно. Вежливый человек останется таким всегда - фанатает ли он по футболу, осточертели ли ему эти люди и разговоры, хочется ли ему шумного праздника. Разве воспитанному человеку придет в голову устраивать гулянку с ночной дискотекой дома, когда есть места, где это уместно и никому не мешает? Хочется покричать ночью в порыве переживания за команду - есть спорт-бары и стадионы. Главное, чтобы человек оставался человеком и понимал - я имею право получить желаемое, но я должен сделать так, чтобы это не беспокоило остальных. Но и если это игра в одни ворота, то это тоже неправильно. Если захотят запретить спорт-бары, например, то это тоже ущемление прав. Поэтому, мне кажется, обе стороны должны идти друг другу навстречу в конфликтном вопросе и не ждать от другой стороны подвоха, не приписывать, что кто-то желает тебе зла.
Любовь ко всему начинается порой со странного, так ведь?) И вроде бы совсем не связанного. А лучше любить какие-то вещи или нет - я не знаю, я не думаю об этом. Только о том, что лучше не ненавидеть и не выплескивать свою ненависть на других. Кто-то не любит печеные овощи, потому что когда-то ел не вкусное. Или всю жизнь не любит винигрет - ну и что, неужели (допустим), мне сложно приготовить к ужину другое, если я жду в гости такого человека, даже если бы я винегрет любила до мании (я не люблю). Но, если мне подадут, я попробую. Мои вкусы могли измениться, но если нет, то и насиловать не буду)
Все это, пространное я к тому, что грустно не когда кто-то не разделяет твоей любви или даже больше, сильно не любит то, что тебе нравится, а когда для него это становится предметом ненависти и он эту ненависть переносит с предмета на человека. Например, дурацкие высказывания, что все футбольные фанаты неадекватны или что нормальный человек ненавидит квашенную капусту. И все это с агрессией, хотя ему не предлагают и не навязывают. У Камю были славные слова о том, что настоящая ненависть начинается тогда, когда человека превращают в абстракцию.
Кстати, про еду. Я, кажется, писал об этом в дневнике, но с удовольствием повторю снова, потому что очень люблю этого человека. Однажды я приехал по делам в Питер. Мой лучший друг, которого я знаю буквально с первых дней жизни, встретил меня на вокзале и радостно сообщил, прямо до и вместо приветствия: "К твоему приезду я приготовил самое вкусное – гречневую кашу с молоком!"
И вот это искреннее восклицание меня до такой степени тронуло, что и сказать нельзя. Дело не в том, что он забыл, что я люблю, а что нет, или что он шутит, это всё ерунда. Дело в том, что он не помнит меня несовершенного: переборчивого в еде, ковыряющегося в тарелке, как плохое порося и т.д. В его глазах я всегда Атлант, которому не повредит ни гречневая каша с молоком, ни жареные гвозди (а готовит он ужасно).
И таки не вредит! То есть у него в гостях я готовлю себе сам (он точно так же не выносит мою стряпню и временами комментирует с ехидцей – ну, как Стрельцы умеют , а сам себя считает гением кулинарии, так я и не опровергаю :-)).
Вот что такое настоящая дружба :-)
Хотела написать еще одну историю про еду, но не буду - как-то не пойму зачем, только голове путешествие от привереды, которая почти ничего не ела до человека, который с интересом открывает новые вкусы, хотя и не всегда открытия становятся любимыми.