Внезапно "Дозоры" Лукьяненко скорее понравились, чем нет. Видно, что любимой книгой АВС у него был "Понедельник...", да и в проекте "Время учеников" он продолжил именно "ПНВС". Та же идея магического института, только глазами человека следующего поколения.
Конструкция "Дозоров" и идейный смысл произведений, как мне кажется, таковы:
– основное: присутствие в реальном мире несвободных существ – ангелов;
– главное: формализованность поведения ангелов противобоствующих сторон, их иерархичность и встроенность в систему, которую создали не они;
– необходимо важное: принципиальная несвобода ангелов и их ревность к свободе людей.
Поэтому история "Дозоров" содержит этот элемент грусти и тени. Человек Лукьяненко подсознательно жалеет своих ангелов именно из-за их несвободы. И опять-таки как человек невоцерковлённый, он не может до конца осознать служебную роль сил, которые превосходят человека в этом падшем мире. По силам превосходят людей – а служат, как будто выше – а на самом деле ниже.
Непонимание этого факта порождает довольно тягомотную философию.
Но внутренняя правда, констатация факта "да, ангелы есть, и они действуют", придаёт этой книге достоверность.
Конструкция "Дозоров" и идейный смысл произведений, как мне кажется, таковы:
– основное: присутствие в реальном мире несвободных существ – ангелов;
– главное: формализованность поведения ангелов противобоствующих сторон, их иерархичность и встроенность в систему, которую создали не они;
– необходимо важное: принципиальная несвобода ангелов и их ревность к свободе людей.
Поэтому история "Дозоров" содержит этот элемент грусти и тени. Человек Лукьяненко подсознательно жалеет своих ангелов именно из-за их несвободы. И опять-таки как человек невоцерковлённый, он не может до конца осознать служебную роль сил, которые превосходят человека в этом падшем мире. По силам превосходят людей – а служат, как будто выше – а на самом деле ниже.
Непонимание этого факта порождает довольно тягомотную философию.
Но внутренняя правда, констатация факта "да, ангелы есть, и они действуют", придаёт этой книге достоверность.
Теперь ещё важно, когда человек получил ту или иную информацию (например, прочёл ту или иную книгу, услышал музыку, познакомился с людьми и т.п.). Душа человека анизотропна во времени, то есть в какой-то промежуток времени она бывает тонка и способна впитать то или иное, а в другой промежуток груба и впитывает хуже и только определённое, а в ещё один – совсем закрыта.
Это каждый очень ясно знает по отношению к музыке. В юности музыка – это буквально хлеб, строительный материал для личности. Дальше подаются другие хлебы. Если за время юности услышал свою музыку, влил её в свои вены – ты развиваешься по одной траектории. Если нет, по другой.
Не все книги съедобны в том или ином возрасте. "Война и мир" в 16 для многих отрава или убийство времени. Не все могут в это время читать и Достоевского.
"Лабиринт отражений" нужно было читать где-то в 17-22, причём тем, кому было 17-22 в момент их публикации. Тогда это была бы халва. Я прочитал прошлом году, для меня это был клейстер.
А вот "Дозоры" – это книги об устройстве мира, универсальная тема. Хотя написаны они очень бедным языком (по аудиокниге это особенно слышно), но всё-таки живым языком, как городской романс. А главное, это "взгляд сквозь мутное стекло", то есть прикосновение к Истине, хотя и на уровне одного из тех слепых мудрецов, которые щупали слона и пытались определить, что есть целое. Для писателя это великий дар – нащупать хотя бы часть "слона" Стало быть, "Дозоры" удались.
Я прочитал (прослушал) первые два "Дозора", мне понравилось. Даже больше, чем "Рыцари Сорока островов". "Рыцари" – это притча, её тоже можно читать в любом возрасте.
Мне и фильм "Ночной дозор" понравился.
в Лабиринте есть кое что выходящее за рамки17-22, одна мелочь...
глубина, глубина я не твой... сеть это бездна) вполне ницшеанская)
Но этого слишком мало. Процесс идёт дальше, жизнь развивается, взыскует своих пределов, ищет точку приложения воли. Сказав а – "глубина, глубина, я не твой", потом говоришь и б, и в, и все другие буквы алфавита.
Обратите внимание, что герой книги работает только над собой, он живёт исключительно в глубине своего "я", а Сеть просто тренажёр для этого. До 22 именно самостроением и надо заниматься.
Всё, что вижу и постигаю, тащу в свою единственную жизнь, и от этого она многомерная, да. Отсюда и точка зрения. "Дерево там такое" (с)
а кто-то валит все в кучу "и кучу эту называет современным искуством")
слон в посудную лавкудобрый фей, вытряхивет болтики и приносит в подарок конструктор "ЛЕГО" ))У Лукьяненко очень богатое воображение, его Господь щедро наделил, читать его вещи не скучно, потому что там разные интересные сюжетные повороты. Но вот когда он пишет много абзацев философии – это, конечно, не очень интересно (лично мне). Рыхлым получается текст, неинформативным.
Тем более, что в литературной копилке человечества уже имеется замечательный труд У.Эко, где анализируются приёмы замедления/ускорения времени повествования. Человек, зарабатывающий себе на жизнь писательством, не должен игнорировать такие материалы для повышения квалификации.
Из относительно недавно прочитанного у него художественного – "Таинственное пламя царицы Лоаны". Мне очень понравилось, потому что хорошо легло на душу, пришлось в самое время и в самое место. Я как раз тяжело болел после поездки в Японию, климат которой мне противопоказан. Три недели лежал в постели, а в повествовании говорилось о разбитом инсультом пожилом мужчине, который восстановил свою личность чтением комиксов. Комиксы скопились на чердаке деревенского дома, который принадлежал его деду, собственно, они оказались там как детская литература, оставшаяся от внука, то есть от него. И вот по всем этим суперменам 1930-х годов герой и вернулся к себе, попутно узнав много нового — ну, как всегда у Эко, со всякими криптоисториями
Я выздоравливал вместе с этим героем (у меня, к счастью, был не инсульт, так что я поднялся, как раз дочитав книгу), и осталась большая благодарность Эко за то, что он такой толстенный том подкатил к нужной дате, а переводчик перевёл, а издатель напечатал ))
Всё взаимосвязано в этом лучшем из миров, а уж благодаря литературе какая радость при ходит в мир! В точности как в псалме Давида 36-м: "А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира". Как после этого унывать? ))
В общем, спасибо хорошим писателям, они творят множество мира.