22:26

Внезапно "Дозоры" Лукьяненко скорее понравились, чем нет. Видно, что любимой книгой АВС у него был "Понедельник...", да и в проекте "Время учеников" он продолжил именно "ПНВС". Та же идея магического института, только глазами человека следующего поколения.
Конструкция "Дозоров" и идейный смысл произведений, как мне кажется, таковы:
– основное: присутствие в реальном мире несвободных существ – ангелов;
– главное: формализованность поведения ангелов противобоствующих сторон, их иерархичность и встроенность в систему, которую создали не они;
– необходимо важное: принципиальная несвобода ангелов и их ревность к свободе людей.
Поэтому история "Дозоров" содержит этот элемент грусти и тени. Человек Лукьяненко подсознательно жалеет своих ангелов именно из-за их несвободы. И опять-таки как человек невоцерковлённый, он не может до конца осознать служебную роль сил, которые превосходят человека в этом падшем мире. По силам превосходят людей – а служат, как будто выше – а на самом деле ниже.
Непонимание этого факта порождает довольно тягомотную философию.
Но внутренняя правда, констатация факта "да, ангелы есть, и они действуют", придаёт этой книге достоверность.

@темы: Книги

Комментарии
21.03.2014 в 10:02

... (с)
я из Дозоров ценю первые две, причем Дневной дозор имхо ярче, прочел их еще в доинтернетное свое время, брал эту книгу на прокат, 25 копеек сутки стоила радость... у нее еще обложка была в стиле рыцарского фэнтази и отвратительная аннотация)
21.03.2014 в 10:07

... (с)
Лукъяненко... отношусь к нему с ирнией у него чудесные идеи, но он традиционно комкает концовки или теряет идею по пути... из хороших идей еще отмечу Лабиринт отражений и Спектр... Спектр потом еще проявился-отразился в Черновике-Чистовике... Но Спектр хорош именно этим "Здесь грустно и одиноко, Путник, я уже слышал много таких историй" и самими историями.
21.03.2014 в 10:08

... (с)
хотя ж еще Не время для драконов... очень схожее с мультиком Аватар... но вроде как ранее появилось...
23.03.2014 в 02:10

Шам, собственно писать он умеет неважно, но у него богатое воображение, то есть чуткость к миру, умение различать образы и видеть связи.
Теперь ещё важно, когда человек получил ту или иную информацию (например, прочёл ту или иную книгу, услышал музыку, познакомился с людьми и т.п.). Душа человека анизотропна во времени, то есть в какой-то промежуток времени она бывает тонка и способна впитать то или иное, а в другой промежуток груба и впитывает хуже и только определённое, а в ещё один – совсем закрыта.
Это каждый очень ясно знает по отношению к музыке. В юности музыка – это буквально хлеб, строительный материал для личности. Дальше подаются другие хлебы. Если за время юности услышал свою музыку, влил её в свои вены – ты развиваешься по одной траектории. Если нет, по другой.

Не все книги съедобны в том или ином возрасте. "Война и мир" в 16 для многих отрава или убийство времени. Не все могут в это время читать и Достоевского.
"Лабиринт отражений" нужно было читать где-то в 17-22, причём тем, кому было 17-22 в момент их публикации. Тогда это была бы халва. Я прочитал прошлом году, для меня это был клейстер.
А вот "Дозоры" – это книги об устройстве мира, универсальная тема. Хотя написаны они очень бедным языком (по аудиокниге это особенно слышно), но всё-таки живым языком, как городской романс. А главное, это "взгляд сквозь мутное стекло", то есть прикосновение к Истине, хотя и на уровне одного из тех слепых мудрецов, которые щупали слона и пытались определить, что есть целое. Для писателя это великий дар – нащупать хотя бы часть "слона" :) Стало быть, "Дозоры" удались.
Я прочитал (прослушал) первые два "Дозора", мне понравилось. Даже больше, чем "Рыцари Сорока островов". "Рыцари" – это притча, её тоже можно читать в любом возрасте.
Мне и фильм "Ночной дозор" понравился.
23.03.2014 в 10:52

... (с)
Рыцари сорока островов, для меня это детский вариант Королевской битвы.
в Лабиринте есть кое что выходящее за рамки17-22, одна мелочь...
глубина, глубина я не твой... сеть это бездна) вполне ницшеанская)
26.03.2014 в 11:16

Шам, как раз ницшеанство - это то, что со временем нужно преодолеть. Оно хорошо вначале, когда должен произойти отрыв от родителей, нужно сформировать собственное "я". Развитие человека происходит ведь по тем же этапам, что и развитие человечества. Чтобы выделиться из человеческого стада – например, сказать в компании "я не курю" или "я не пью", или в ответ на "ну что, зассал?" сказать "это не мой уровень" и т.д., нужна сила духа, и многие хорошие книги в нужном возрасте помогают эту силу в себе выявить и накачать. Короче говоря, то, что Вы назвали "глубина, глубина, я не твой", а проф. Преображенский – "не хочу". Т.е. проявления воли. Волю нужно сформировать, это основа осознанной жизни.
Но этого слишком мало. Процесс идёт дальше, жизнь развивается, взыскует своих пределов, ищет точку приложения воли. Сказав а – "глубина, глубина, я не твой", потом говоришь и б, и в, и все другие буквы алфавита.
Обратите внимание, что герой книги работает только над собой, он живёт исключительно в глубине своего "я", а Сеть просто тренажёр для этого. До 22 именно самостроением и надо заниматься.
26.03.2014 в 12:12

... (с)
old-diplomat, думаю строить себя стоит всю жизнь развиваться в бесконечность внутри и снаружи) но познание и улучшение себя нельзя воспринимать как процесс оторванный, отделенный от изучения окружения, потому что я лишенное взаимодействия стремится к нулю в области точки монтирования сознания. Я без действия - не имеет воли, но лишь разум, хотя порой бездействие является лучшим способом приложения сил, но только в определенных ситуациях. Я не рассматриваю литературу в каких либо возрастных рамках и не ищу в ней назидания или воспитания, я просто проживаю дополнительные жизни и беру в них прежде всего эмоциональную составляющу.
26.03.2014 в 12:48

Понятно. А я много занимался воспитанием и отмечал вехи. Люблю классификацию, всё по полочкам разложить, это у меня такой склад мышления. Даже когда живёшь в ветре и потоке, отмечаешь и пороги в потоке, и перепады давления.
Всё, что вижу и постигаю, тащу в свою единственную жизнь, и от этого она многомерная, да. Отсюда и точка зрения. "Дерево там такое" (с) :)
26.03.2014 в 13:50

... (с)
в общем настрой схож) но кто-то раскладывает болтики по спичечным коробкам и подписывает, (уважаю)
а кто-то валит все в кучу "и кучу эту называет современным искуством")
26.03.2014 в 15:11

Шам, а ведь злоупотреблять подписыванием болтиков низ-зя, т.к. доводит до аутизма )) Так что очень нужен рядом друг, который время от времени приходит как слон в посудную лавку добрый фей, вытряхивет болтики и приносит в подарок конструктор "ЛЕГО" ))
У Лукьяненко очень богатое воображение, его Господь щедро наделил, читать его вещи не скучно, потому что там разные интересные сюжетные повороты. Но вот когда он пишет много абзацев философии – это, конечно, не очень интересно (лично мне). Рыхлым получается текст, неинформативным.
Тем более, что в литературной копилке человечества уже имеется замечательный труд У.Эко, где анализируются приёмы замедления/ускорения времени повествования. Человек, зарабатывающий себе на жизнь писательством, не должен игнорировать такие материалы для повышения квалификации.
26.03.2014 в 16:19

... (с)
old-diplomat, Эко, читалс и люблю его произведения - это тот редкий автор книгу которого я читаю дольше чем день.)
26.03.2014 в 18:53

Шам, Эко умный мужик, много знает, а главное – умеет общаться с людьми, тут сказывается его колоссальный опыт преподавательской работы. Мне больше всего нравятся его тексты по теории литературы: всё обстоятельно, и в то же время с массой примеров из поп-культуры, которая вокруг нас. Так или иначе, но сейчас именно она формирует пространство смыслов. Эко не морщит нос от примет времени, не улетает в академические эмпиреи, а проживает жизнь вместе с читателем. Это очень импонирует.

Из относительно недавно прочитанного у него художественного – "Таинственное пламя царицы Лоаны". Мне очень понравилось, потому что хорошо легло на душу, пришлось в самое время и в самое место. Я как раз тяжело болел после поездки в Японию, климат которой мне противопоказан. Три недели лежал в постели, а в повествовании говорилось о разбитом инсультом пожилом мужчине, который восстановил свою личность чтением комиксов. Комиксы скопились на чердаке деревенского дома, который принадлежал его деду, собственно, они оказались там как детская литература, оставшаяся от внука, то есть от него. И вот по всем этим суперменам 1930-х годов герой и вернулся к себе, попутно узнав много нового — ну, как всегда у Эко, со всякими криптоисториями :)
Я выздоравливал вместе с этим героем (у меня, к счастью, был не инсульт, так что я поднялся, как раз дочитав книгу), и осталась большая благодарность Эко за то, что он такой толстенный том подкатил к нужной дате, а переводчик перевёл, а издатель напечатал ))
Всё взаимосвязано в этом лучшем из миров, а уж благодаря литературе какая радость при ходит в мир! В точности как в псалме Давида 36-м: "А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира". Как после этого унывать? ))
В общем, спасибо хорошим писателям, они творят множество мира.
26.03.2014 в 18:57

... (с)
солидарен)