Понравились слова о. Андрея Ткачёва: "Стоит только потерять метафизическое обоснование своего существования, как ты расписываешься в некой тайной книге в том, что жить тебе незачем".
И ещё останется навсегда в памяти, как мы с сестрой прогуливались по старым улочкам Симферополя и обсуждали большой кусок из статьи о. Андрея, которая висела на стенде у ворот Петропавловского собора.
В общем, "где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди вас" – ощущение благодати и полнейшего душевного мира
И ещё останется навсегда в памяти, как мы с сестрой прогуливались по старым улочкам Симферополя и обсуждали большой кусок из статьи о. Андрея, которая висела на стенде у ворот Петропавловского собора.
В общем, "где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди вас" – ощущение благодати и полнейшего душевного мира

Можно было бы предположить, что копают, добывая старый компромат, но если бы он прокомментировал - так и так, высказался в состоянии аффекта, на трезвую голову о сказанном пожалел, - все это смотрелось бы несколько по-другому. А так, как он пытается оправдываться, типа, про "правильных" женщин такого сказать нельзя, а бывают же и неправильные, - так от этих попыток только хуже.
"Если проследить двухсотлетнюю историю европейской цивилизации, в ней мы постоянно встречаем мерзавцев, наглецов, которые нагло бросали вызов окружающему миру: «А я вот так вот буду!» И начинали, например, жить с женой и с любовницей в открытую одновременно. До сих пор тоже, конечно, у людей были грехи всякие: блуд, измены, любовницы — но все стыдились, боялись. А тут, например, нашёлся кто-то, который говорит: «А я живу открыто: вот моя жена, а вот любовница». Сначала воскликнули: «Ой, Как это? Это ужас. Как же его земля носит?» А потом думают: «А ничего страшного. Наверное, так и нужно». И потом все так начали делать. Вот соблазн вошёл через одного и пошёл дальше. В XIX веке, когда девушки стали грамотными, когда девушке писали записку и передавали ей, и она могла её прочесть - это было признаком великого разврата. Старики говорили: «О, Боже! Мы дожили: девушке написали записку». Т.е. в их глазах это было кошмарным событием: девушке пишут записку, и она её читает, а больше никто не может её прочесть. А сегодня что мы думаем? «Ерунда какая! Все друг другу СМСки посылают, любого содержания». Вот так постепенно грех входит в человеческую жизнь, и кто-то первый соглашается открыто, не стесняясь, нарушить общественные приличия. А потом вслед за ним все остальные. А потом дальше, дальше... Со всеми этими гомосексуалистами, лесбиянками, трансвеститами, наркоманами.."
То есть, он женскую грамотность перечисляет в одном ряду с блудом и наркоманией. А традиции, приличия и "предки так не делали" приравниваются к христианским заповедям. И это уже не частная беседа, а вполне себе публичная, вероучительная www.pravoslavie.ru/87484.html
Только он намного большей властью облечён, чем я, стало быть, его проблема больше вреда приносит, чем моя.
Да, кстати, в прошлое воскресенье заметил, что в нашем храме мужчин было больше, чем женщин. Это впервые так. Не знаю, будет ли в следующее воскресенье. Обычно как очередная волна мобилизации покатится, так мужчины очень заметны. Но тут мы на фронтире. И сам. о.Андрей ведь мог не уезжать из Киева, как Олесь Бузина.
Но мне хорошо говорить: у меня-то нет четверых детей, а у него есть. Значит — не мог не уехать.
"В этом смысле я — убежденный сын Востока. Я принадлежу к Церкви, у Которой святые отцы на виду, а святые матери — в тени у очага. Я принадлежу к Церкви, у Которой нет и не должно быть женского священства; в Которой все святое отдано в руки мужа".
Господи, да о нашей ли Церкви эти слова? Я точно знаю, что в нашей Церкви женщина единосущна мужчине, что не молчали в тени у очага св. Жёны-мироносицы, даже когда мужчины "страха ради иудейска" разбежались. Св. Фёкла, св. Татиана, св. Ольга, св. Нина не были ни в какой тени очагов, они были светом от Света.
Кроме того, я счастлив, что я полный и свободный человек, потому что и отец у меня человек, и мать человек. Мне и в страшном сне не приснится завидовать мусульманам, я не хочу быть сыном рабыни!
Да, это всё от страха. От мальчишеского страха в подворотне. Нет ничего непригляднее этого, поэтому нужно молиться за о. Андрея, чтобы он перестал бояться.
В комментариях увидел хорошие слова:
"В отличие от того же ислама, в Православии мужчина не имеет права от женщины требовать послушания. Если мы внимательно вчитаемся в слова апостола Павла, которыми обосновывается такое отношение, то там вовсе не мужу, а жене сказано, что она должна слушаться мужа. Мужья этих слов вообще не должны слышать. Мужу сказано возлюбить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за Нее. А у нас все происходит наоборот. Мужчины пытаются требовать от женщин послушания, а женщины требуют от мужчин любви. Должно быть не так. Мужчина от себя должен требовать любви, а женщина – от себя требовать послушания. Любая нормальная православная женщина сама решает слушаться мужа или нет. А муж не имеет права заставлять жену слушаться. У него другая задача — умереть на кресте, если у него жена будет непослушная". Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала "Наследник", отец 9 детей.
Подтверждаю, что я как христианин именно так понимаю обязанности мужчины по отношению к женщине.
доброго баринасурового плантатора"настоящего мужчину", но ненависть всё равно прорывается.Самая жесть, по-моему, вот это
"мужик на фронте с гумусом перемешивает собственную плоть, а баба молится..."
Мне всегда казалось, что когда мужик на фронте, то баба вместе со своей работой делает еще и ту, которую до войны делал мужик...
точно знаю, что в нашей Церкви женщина единосущна мужчине, что не молчали в тени у очага св. Жёны-мироносицы
Так это ж мечта такая, типа "мужская" - чтобы женщины были, но чтобы их было не видно. Кроме этого "в тени" там же еще слова есть "Женщины есть, но их не видно".
А ведь Ткачеву, наверное, несложно вообразить себе, что приходит некто из Киевского патриархата и говорит ему: "ты будь, конечно, и служи - у нас же свобода совести и всё такое, но чтобы тебя не было видно..." Интересно, как бы ему такая претензия, и почему он сходную претензию предъявляет к женщинам.
И комментарии в ужас приводят - сколько там "расрас" именно от женщин, кошмар! Напомнило, как здесь комментировала какая-то женщина про ситуацию с русским языком на Украине: "с них еще станется качать какие-нибудь права на основании того, что население официально русскоговорящее. может, им еще землицы захочется, может еще чего..." Т.е. человек от своих естественный прав отказывается... во имя чего?
Кроме того, я счастлив, что я полный и свободный человек, потому что и отец у меня человек, и мать человек.
Любой мусульманин тоже, потому что его мать, независимо от отношения к ней, является человеком. Так что возноситься тут нечем.
Я не понимаю, как Церковь не пресекает подобные речи и позволяет им появляться на площадках для широкой публики. Вот это не могу понять никак.
Что касается Максима Первозванского, то его личный опыт, который он пытается обобщить, с моей точки зрения не является универсальным. Т.е. хорошо, если это работает в его семье и все счастливы, но не думаю, что всем подойдет.
Ну и вообще опять эти двойные стандарты: покорная жена - молодец, покорный муж - подкаблучник, фу!
и Израиль, и вот никакой исламский богослов не прекратит эту дикость, потому что подумаешь — женщина, пусть терпит, она не человек, это всё равно, что мешок разрезать и зашить — вот тут я чувствую и себя, и своих соотечественников не половинными людьми, а цельными. А что о себе думают суданские мужчины, мне как-то параллельно, если честно. И не потому, что я "не сторож своему брату", а потому, что моя земля богата и обильна (да, да, а порядка на ней нет, знаю-знаюПотому что наши женщины заменят нас (случись мы на фронте мешать плоть с гумусом, потому что западные партнёры в очередной раз попытаются привнести свой порядок на нашу землю), и следующее поколение будет прежний народ, который "духовной жаждою томим". А вот случись что с суданскими мужчинами — погонят суданских женщин, как скот, и от суданцев ничего не останется, потому что только половиной человека они себя считают.
Ну, как женщины Абдуллы перешли к товарищу Сухову без всякой попытки сопротивления. Восемь против одного. Так и бегали в мешках.
А вот, помнится, от одной только Роксоланы в постели султана перекосило Османскую империю, и сын его оказался пьяницей, и погибла держава. Или — гораздо лучший пример — рассказ "Дорогою ціною", или картина "Мать партизана". Там против русской женщины в годах стоял не Абдулла какой-нибудь, а матерый Фриц Гейгер, и всё равно победила она, а не он. ВотЪ.
Поэтому мне тоже очень грустно, что иерархи Церкви не поправят о. Андрея в его заблуждениях. Однако я, как православный человек и тоже член Церкви, могу сказать: нет, это не мнение Церкви, это мнение о. Андрея, в котором он не прав, так как оно противоречит канонам. В Православии тело Церкви составляют в равной степени и клир, и мир, ни один иерарх Церкви не может сказать: "Я сказал, и это Истина".
Так это ж мечта такая, типа "мужская" - чтобы женщины были, но чтобы их было не видно.
Не знаю, у какого это извращенца такая мечта, но даже и не хочу представлять себе мир, где женщин не видно. Вот ещё! А чем радовать душу? Если у кого такая мечта — пусть в Саудовскую Аравию едет.
Даже дикарь Хайра из "Попытки к бегству" знал, что "нет женщин, нет умных бесед" — это пытка для человека, место несчастья и уныния.
Нет уж, я хочу видеть женщин и вести с ними умные беседы!
нет, это не мнение Церкви
Было бы совсем грустно, если бы это было еще и мнение Церкви. Но реакция Церкви (ее отсутствие) тоже печалит. Я не согласна со словами из статьи о диктофонной записи
когда человек говорит подобные вещи, не имеет никакого значения, священник он или алкаш из соседнего подъезда
по моему мнению, имеет значение. Сфера влияния священника и некоего алкаша из соседнего подъезда несравнимы. Вот и неприятно, что в таких случаях Церковь не сворачивает сферу влияния своего священника.
А чем радовать душу?
Не особенно-то это приятные слова для женщин, на самом деле.
Вот есть некий человек, допустим. Зачем он живет на земле, для чего, какая в нем необходимость - философские вопросы, ответы на них недоступны для нас, по крайней мере здесь, на земле. Он просто живет; должно быть, в его существовании есть какой-то смысл, и мы, в идеале, должны уважать его естественные человеческие права. Вроде все нормально, разумно и справедливо, разве не так?
Но когда речь идет о женщинах, то, оказывается, что они нужны, чтобы кому-то было чем (даже не кем!) радовать душу.
Остаюсь при своём мнении о народе (и М, и Ж), если в нем считается благом угнетение какой-либо из своих частей. Это как раз знак падшего мира, когда надо кого-то пожирать для выживания. Не хочу знать такую религию, которая возводит угнетение невинных в абсолют.
В этом не сомневаюсь.
Но предназначение человека нельзя сводить к функции радости для чьих-то душ.
если в нем считается благом угнетение какой-либо из своих частей
Было же когда-то в России крепостное право, Церковь не протестовала.
так я нигде не говорил, что моя радость от женщин и умных бесед — абсолют, я говорю, что не хочу, чтобы женщины не были видны, в том числе и потому, что меня радует и красота, и ум. А уж предназначение и задача каждого человека — это, слава Богу, не моего ума дело
Безусловно, крепостное право, как и всякое рабство, — позор для общества. Но как раз приходские священники и писали те самые жалобы на помещиков (неграмотные крестьяне этого не могли делать сами), что было строжайше им запрещено с 1767 года.
Именно христиане ввели практику человечества осуждение рабства (человек не может принадлежать человеку, как вещь), для дохристианского общества это совершенно дикая идея — а кто же работать будет, если не рабы?
В то время как в Исламе, например, вопросы государства и права строго регламентированы, являются предметом богословского рассмотрения.
А у нас не так. У нас "над небом голубым есть город золотой, с прозрачными воротами и яркою звездой", и только это действительно важно.
www.pravmir.ru/udaril-znachit-slabak/
www.pravmir.ru/o-ravenstve-suprugov-i-muzhskom-...
и другие выступления в этой теме.
Иоанн Златоуст, один из величайших авторитетов Церкви, говорит, что обижающий жену муж равен отцеубийце и матереубийце. О. Андрею следует прислушаться к этим словам. Полагаю, что он и сам уже понял, что сморозил ужасную глупость.
О. Андрею следует прислушаться к этим словам. Полагаю, что он и сам уже понял, что сморозил ужасную глупость.
Не-а. Если он в чем и раскаялся, так это в том, что запись была обнародована. И так это и останется - с вероятностью 99 %.