У меня на работе застрял колоссальный кусок работы, вернее, я в нём застрял. Ну, и чтобы поддержать традицию "чем бы ни заниматься, лишь бы не работать", отвечу на фанфичный флешмоб.
A. Опишите типичный для вас фик, вашу "зону комфорта".
Всенепременно Star Wars, Храм джедаев во времена Старой Республики, и там, в Храме, между его насельниками проходит какая-то силовая линия под напряжением. То ли учитель не понимает ученика, то ли ученик учителя, то ли брат брата. То ли героям непонятна политическая ситуация, то ли вызывают разночтение древние тексты, то ли любовь к ближнему оказывается едва посильной работой... В общем, всё по моим литературным учителям АБС: "Вот чем я болен – тоской по пониманию".
B. Есть ли какой-нибудь жанр, который вы еще не написали, но очень хотели бы?
"Написать жанр" мне не под силу, я обычный графоман, а не гений, чтобы изобретать новые жанры...
Пьесу хочу написать. Пока у меня есть только две микропьесы в стихах, а хочется большую в прозе.
Ещё хочется ЗВ-стихов (нет наслаждения ярче, чем подслушивать и записывать ЗВ-стихи), но это уж не от меня зависит. Это сильно свыше :-)
читать дальше
C. Есть ли какой-нибудь жанр, который вы ни за что писать не будете?
Наверное, водевиль. Это нечто для меня совсем-совсем непосильное.
D. Есть ли у вас сейчас невоплощенные идеи для фиков? Поделитесь?
Есть, но не знаю, удастся ли написать нечто хорошее. Есть идея повести о том, как Аса-Ола Тари пережила правление Палпатина, и рассказа о том, как Дарт Мол в пустыне Татуина пугал тамошних обитателей. Но не знаю, будет ли это мне под силу. С одной стороны, обстоятельства благоприятствуют, тем более что Корускант и нынешний Киев начинаются на одну и ту же букву. С другой – сейчас совсем нет сил, да и вопрос, кому это нужно.
Есть надежда на дожитие до Эп.VII. Вдруг случится приступ творческой лихорадки? :-) Вот хорошо бы было!
E. Расскажите об одной из ваших сильных сторон как фикрайтера.
Любовь к маленьким штрихам, к мелочам.
F. Расскажите об одной из ваших слабых сторон как фикрайтера.
Медлительность. Любовь к многословным отступлениям. Но это во всём моя слабая сторона. Если я встречаю ещё более медлительного человека, чем сам, то отношусь к нему с подозрением. А уж мои рассказы имеют терпение выслушивать совсем немногие: это всегда три-четыре параллельные линии с остановками на распитие чая :-)
G. Выложите любимую часть любого из написанных вами текстов и расскажите, почему именно ею вы гордитесь.
"Я любил жизнь, а она меня нет, почему, почему?!" ("Криоген")
Объяснением, почему считаю это особой удачей, пусть послужит цитата из Борис-Натанычевого "Поиска предназначения" :
"А почему это ты у нас такой красивый?» И он ответил — от обиды басом: «Бог дав!»
"Если управление в ней перехватят ситхи, периферийным регионам нужно самым решительным образом дистанцироваться от Республики" ("Мастер Сайфо-Диас исполняет свой долг").
За вумную (и свежую, ха-ха-ха!) мысль :-)
H. Выложите любимый диалог из любых написанных вами текстов и расскажите, почему именно им вы гордитесь.
Я люблю писать диалоги, потому что это реализация моей огромной любви к театру. Многие из диалогов мне кажутся хорошими. Для примера приведу вот такой кусочек из первого и самого любимого (как может быть особенно любим старший сын) фанфика "На закате". Прямо вижу его исполнение на сцене. Кроме того, один из героев, ситх Палпатин, тут играет роль, находится в маске. И всё полно булгаковского духа "извините, что беспокою вас во время вашей семейной драм-м-мы" (с)
– Хорошо, мастер Дуку. Допустим, Нуте Гунрай скажет, каким образом можно связаться с ситхом. Наши дальнейшие действия?
– Информировать Орден. Совет примет решение о том, каким образом его уничтожить.
– Уничтожить? Это обязательно? Убийство, даже во имя самых высоких идеалов… Знаете, как-то…
– Я понимаю, что вы хотите сказать, ваше превосходительство. Без суда и следствия, и так далее… Поймите меня правильно: это тот случай, когда есть правила, а есть исключения.
Канцлер нахмурился. Посмотрел на мои руки.
– И вам приходилось убивать, мастер Дуку? Лишать жизни живое существо?
– Да, ваше превосходительство.
Он помрачнел.
– Это ужасно. И… много было таких… исключений из правил… в вашей жизни?
Ну вот – только что требовал ужесточения работы государственного аппарата, а теперь распустил нюни на ровном месте… Он бы еще спросил, сколько у меня было женщин. В «тюдо» я становлюсь агрессивным и должен очень строго следить за своими словами.
– Вся моя жизнь – служение слову и делу Республики, – выговорил я. – Каковы идеалы нашего общества, таковы и мои действия, ваше превосходительство.
– Хорошо, мастер Дуку. Я устрою вашу… э-э… беседу с Нуте Гунраем. Надеюсь, он не пополнит… этот список… жертв демократии. (Легчайшая ирония в голосе.) Я понимаю, что вы хотите отомстить за смерть любимого ученика, но очень прошу вас – не переусердствуйте.
Я промолчал.
– Давайте договоримся так, – продолжал он, открывая ящик стола и доставая прямоугольный кусочек пластика, - я свяжусь с вами, чтобы назначить время беседы с этим неймодианцем. Вот моя визитная карточка. Она же послужит вам пропуском в здание Сената. И пропуском на выходе, кстати, - он быстро глянул на меня, я сделал вид, что не понял намека. – Я пишу еще мой личный номер связи. Если у вас появится какая-нибудь срочная и важная информация, звоните без стеснения.
Я взял карточку. На белом прямоугольнике простым угловым шрифтом, без всяких завитушек, было написано: «Кос Палпатин, Верховный канцлер Галактической Республики» и номера каналов связи. Таким же четким, почти чертежным почерком – цифры, написанные от руки.
I. Какой фик было тяжелее всего писать?
Последний всегда пишется тяжелее всего. Рекордсменом по обрывам и затягиваниям в работе является "Мастер Сайфо-Диас исполняет свой долг".
J. Какой фик было проще всего писать?
Первый. Он у меня родился за полдня, а это приличного размера текст, страниц А4 так на 50 (если я правильно помню). Ни до, ни после я не писал с такой скоростью и вдохновением, сразу почти без правок. В "ЗВ"-сообществе "Кулички" он в своё время произвёл фурор и сразу сделал меня одним из лучших фикрайтеров на целую эпоху, с 2002 по 2005-й :-)
K. Писать для вас это увлечение на всю жизнь или так, забавное хобби?
Это лучший способ достоевского самокопания, которое, может быть, ещё и доставляет удовольствие двум-трём читателям. А мне помогает жить и бороться с многочисленными персональными демонами и Чёрными Людьми.
L. Есть ли что-то в каноне, что вдохновляет вас больше всего остального?
Его благодатная драматургия. "Дух веет, где хочет". Одно из явных доказательств бытия Божия.
M. Самый лучший совет для фикрайтеров, с которым вы сталкивались?
Для всех литераторов очень полезен совет Стругацких писать сценами. Молодые авторы не сразу приходят к этому способу оформления текста, как ни странно.
N. Самый худший совет для фикрайтеров, с которым вы сталкивались?
Толстой говорил "если можешь, не пиши", Чехов говорил "за писания нужно пороть". М-м-м... А возможно, что это лучшие советы :-)
O. Если бы вы могли снять фильм на любой из ваших фиков, какой бы выбрали?
"Криоген". ИМХО, это самый зрелищный и эсхатологический из всех моих текстов. Может быть, Господь Бог за него меня в рай впустит.
P. Если бы вам с этого момента пришлось писать только один пэйринг, какой бы выбрали?
Мастер меча Дуку, мастер танца Дори, мастер бухучёта и аудита Сайфо-Диас и хранительница архива Храма джедаев Йокаста.
Q. Вы пишете фик по порядку или сцены в разном порядке?
Пишу в том порядке, который наилучшим образом помогает решить стоящую передо мной художественную задачу.
R. Используете ли вы какие-нибудь дополнительные средства (например, описание сюжета, экселевские таблицы и т.д.)
Делаю план глав, подбираю цитаты, которые помогут выстроить мысль, пишу стихи на полях рукописи.
S. Стивен Кинг как-то сказал, что музы – это мужчина, который живет в подвале. Есть ли у вас муза?
Конечно. Если отталкиваться от определения Кинга, то это мальчик, его семья, его будущая жена и его друзья, которые сидят вместе с ним в подвале моей памяти – но когда-нибудь обязательно выйдут на свободу :-)
T. Опишите идеальные условия для написания фика.
Простудная болезнь, желательно с температурой до 39°С.
U. Сколько раз вы правите фик/главы фика перед тем, как запостить?
Ой, это у моей сестры надо спросить. Бывает, что и раз 10, пока не звучит между нами заветное слово: "бубликуй!"
V. Выберите кусочек из ваших ранних фиков и перепишите в вашем нынешнем стиле.
Стиль у меня не изменился. Я начал писать фанфики по "ЗВ" уже более чем зрелым человеком.
W. Если бы вы решили полностью отредактировать один из своих старых фиков, какой и почему?
Нет, править ничего не нужно. Ну, может быть, какую-то мелочь, чтобы лучше состыковать даты всех частей эпопеи "ЗВ".
X. Вы когда-нибудь удаляли уже запощенные фики?
Нет.
Y. Какую бету вы ищете?
Уже нашёл. Это моя сестра :-)
Z. Бетите ли вы сами фики? Какая из вас бета?
Пару раз меня просили вычитать, что-то подсказать. Я посредственный критик, наверное, в силу эгоизма.
AA. Как вы относитесь к соавторству?
Очень положительно!
AB. Назовите трех любимых фикрайтеров и напишите, за что их любите.
Чукча мало-мало читатель. Мне большей частью понравился фанфик "Антиканон" alma725 и её же "Смерти нет", очень нравятся (большей частью) фанфики Нарет-кошки, она же Младшая, она же ray_nort (жалко, что она так мало и редко пишет), а также рассказы Гросс-Адмирала Трауна. "Это было очень-очень давно" (с)
За что понравились? За сугубый реализм, добрую выдумку и огромную любовь к миру "ЗВ".
AC. Если бы вы могли написать сиквел (или приквел) к абсолютно любому фику (не своему), какой бы выбрали?
Другие фанфики, которые мне нравятся, хорошо сами по себе, без моего вмешательства.
AD. Вы пишете по заявкам?
Никогда не получал заявок. Вряд ли смогу.
AE. Вы предпочитаете, чтобы ваши фики строго укладывались в канон, или не особенно бережно с ним обращаетесь?
Предпочитаю, чтобы укладывались строжайшим образом (ну, с моей точки зрения :-))
AF. Пишете ли вы НЦ17?
Не вижу смысла. Если имеется в виду описание половых органов, то лучше меня с этим давно справилась медицинская энциклопедия, а если матерщина – то "эта гипотеза для моих логических построений не нужна" (я не люблю животных и никогда о них не пишу).
AG. Пишете ли вы крэк?
Не знаю, что это такое. Это слово у меня ассоциируется исключительно с наркотиком.
AH. Что вы думаете про нон-кон и даб-кон?
Не знаю, что это такое.
AI. Вы можете убить канонного персонажа в фике?
Если в каноне он жив, это недопустимо. Все мои фики – это комментарии к канону, не более того.
AJ. Расскажите о фиках, которые сейчас пишете.
Никак не могу дописать (потому что не могу найти концовку) фанфик "Здесь и сейчас" об отроческих годах Квай-Гона, Мэйса Винду и Ки-Ади-Мунди.
AK. Расскажите о любимом из полученных комментариев.
Читательница написала, что во время чтения моей повести "Криоген" в транспорте (с электроннй книги или с айфона, насколько я понял) у неё настолько обострилось восприятие, что она пресекла намечавшуюся карманную кражу. Это, конечно, огромная похвала автору. Хотя и не предотвращение убийства... но ведь и воровство – тоже грех отвратительный!
Также благодаря комментарию к фанфику зародилась и окрепла одна замечательная дружба по переписке, плодом которой является этот дневник.
AL. Бывают ли у вас негативные комментарии и как вы к ним относитесь?
Конечно бывают. Отношусь с пониманием. Сам, бывает, читаю-читаю какой-нибудь текст, а он не фонтан. Конечно, жаль потерянного времени, а главное – несостоявшегося чуда от текста. Если кто-то от моих фанфиков то же испытывает и потому высказывает своё "фэ", как же тут не понять человека?
AM. Напишите альтернативный финал к одному из своих фиков.
Это невозможно, потому что финал – как раз самое ценное, единственно возможное, логически выверенное и эмоционально общупанное в тексте. ИМХО, знак качества любого текста — финал. Если его возможно изменить, значит текст так себе. Можно представить себе, что "Мастер и Маргарита" оканчивается иной строчкой, нежели концовка про пятого прокуратора Иудеи? А рассказ Эдгара По "Приключения Артура Гордона Пима" иной фразой, нежели "И кожа ее белее белого"? То-то же! Пусть я не настоящий писатель, но уж концовки у моих вещей – настоящие. Всегда стремлюсь к тому, чтобы они стояли в ряду великих канонов литературы. Ради них, можно сказать, и пишу :-)
A. Опишите типичный для вас фик, вашу "зону комфорта".
Всенепременно Star Wars, Храм джедаев во времена Старой Республики, и там, в Храме, между его насельниками проходит какая-то силовая линия под напряжением. То ли учитель не понимает ученика, то ли ученик учителя, то ли брат брата. То ли героям непонятна политическая ситуация, то ли вызывают разночтение древние тексты, то ли любовь к ближнему оказывается едва посильной работой... В общем, всё по моим литературным учителям АБС: "Вот чем я болен – тоской по пониманию".
B. Есть ли какой-нибудь жанр, который вы еще не написали, но очень хотели бы?
"Написать жанр" мне не под силу, я обычный графоман, а не гений, чтобы изобретать новые жанры...
Пьесу хочу написать. Пока у меня есть только две микропьесы в стихах, а хочется большую в прозе.
Ещё хочется ЗВ-стихов (нет наслаждения ярче, чем подслушивать и записывать ЗВ-стихи), но это уж не от меня зависит. Это сильно свыше :-)
читать дальше
C. Есть ли какой-нибудь жанр, который вы ни за что писать не будете?
Наверное, водевиль. Это нечто для меня совсем-совсем непосильное.
D. Есть ли у вас сейчас невоплощенные идеи для фиков? Поделитесь?
Есть, но не знаю, удастся ли написать нечто хорошее. Есть идея повести о том, как Аса-Ола Тари пережила правление Палпатина, и рассказа о том, как Дарт Мол в пустыне Татуина пугал тамошних обитателей. Но не знаю, будет ли это мне под силу. С одной стороны, обстоятельства благоприятствуют, тем более что Корускант и нынешний Киев начинаются на одну и ту же букву. С другой – сейчас совсем нет сил, да и вопрос, кому это нужно.
Есть надежда на дожитие до Эп.VII. Вдруг случится приступ творческой лихорадки? :-) Вот хорошо бы было!
E. Расскажите об одной из ваших сильных сторон как фикрайтера.
Любовь к маленьким штрихам, к мелочам.
F. Расскажите об одной из ваших слабых сторон как фикрайтера.
Медлительность. Любовь к многословным отступлениям. Но это во всём моя слабая сторона. Если я встречаю ещё более медлительного человека, чем сам, то отношусь к нему с подозрением. А уж мои рассказы имеют терпение выслушивать совсем немногие: это всегда три-четыре параллельные линии с остановками на распитие чая :-)
G. Выложите любимую часть любого из написанных вами текстов и расскажите, почему именно ею вы гордитесь.
"Я любил жизнь, а она меня нет, почему, почему?!" ("Криоген")
Объяснением, почему считаю это особой удачей, пусть послужит цитата из Борис-Натанычевого "Поиска предназначения" :
"А почему это ты у нас такой красивый?» И он ответил — от обиды басом: «Бог дав!»
"Если управление в ней перехватят ситхи, периферийным регионам нужно самым решительным образом дистанцироваться от Республики" ("Мастер Сайфо-Диас исполняет свой долг").
За вумную (и свежую, ха-ха-ха!) мысль :-)
H. Выложите любимый диалог из любых написанных вами текстов и расскажите, почему именно им вы гордитесь.
Я люблю писать диалоги, потому что это реализация моей огромной любви к театру. Многие из диалогов мне кажутся хорошими. Для примера приведу вот такой кусочек из первого и самого любимого (как может быть особенно любим старший сын) фанфика "На закате". Прямо вижу его исполнение на сцене. Кроме того, один из героев, ситх Палпатин, тут играет роль, находится в маске. И всё полно булгаковского духа "извините, что беспокою вас во время вашей семейной драм-м-мы" (с)
– Хорошо, мастер Дуку. Допустим, Нуте Гунрай скажет, каким образом можно связаться с ситхом. Наши дальнейшие действия?
– Информировать Орден. Совет примет решение о том, каким образом его уничтожить.
– Уничтожить? Это обязательно? Убийство, даже во имя самых высоких идеалов… Знаете, как-то…
– Я понимаю, что вы хотите сказать, ваше превосходительство. Без суда и следствия, и так далее… Поймите меня правильно: это тот случай, когда есть правила, а есть исключения.
Канцлер нахмурился. Посмотрел на мои руки.
– И вам приходилось убивать, мастер Дуку? Лишать жизни живое существо?
– Да, ваше превосходительство.
Он помрачнел.
– Это ужасно. И… много было таких… исключений из правил… в вашей жизни?
Ну вот – только что требовал ужесточения работы государственного аппарата, а теперь распустил нюни на ровном месте… Он бы еще спросил, сколько у меня было женщин. В «тюдо» я становлюсь агрессивным и должен очень строго следить за своими словами.
– Вся моя жизнь – служение слову и делу Республики, – выговорил я. – Каковы идеалы нашего общества, таковы и мои действия, ваше превосходительство.
– Хорошо, мастер Дуку. Я устрою вашу… э-э… беседу с Нуте Гунраем. Надеюсь, он не пополнит… этот список… жертв демократии. (Легчайшая ирония в голосе.) Я понимаю, что вы хотите отомстить за смерть любимого ученика, но очень прошу вас – не переусердствуйте.
Я промолчал.
– Давайте договоримся так, – продолжал он, открывая ящик стола и доставая прямоугольный кусочек пластика, - я свяжусь с вами, чтобы назначить время беседы с этим неймодианцем. Вот моя визитная карточка. Она же послужит вам пропуском в здание Сената. И пропуском на выходе, кстати, - он быстро глянул на меня, я сделал вид, что не понял намека. – Я пишу еще мой личный номер связи. Если у вас появится какая-нибудь срочная и важная информация, звоните без стеснения.
Я взял карточку. На белом прямоугольнике простым угловым шрифтом, без всяких завитушек, было написано: «Кос Палпатин, Верховный канцлер Галактической Республики» и номера каналов связи. Таким же четким, почти чертежным почерком – цифры, написанные от руки.
I. Какой фик было тяжелее всего писать?
Последний всегда пишется тяжелее всего. Рекордсменом по обрывам и затягиваниям в работе является "Мастер Сайфо-Диас исполняет свой долг".
J. Какой фик было проще всего писать?
Первый. Он у меня родился за полдня, а это приличного размера текст, страниц А4 так на 50 (если я правильно помню). Ни до, ни после я не писал с такой скоростью и вдохновением, сразу почти без правок. В "ЗВ"-сообществе "Кулички" он в своё время произвёл фурор и сразу сделал меня одним из лучших фикрайтеров на целую эпоху, с 2002 по 2005-й :-)
K. Писать для вас это увлечение на всю жизнь или так, забавное хобби?
Это лучший способ достоевского самокопания, которое, может быть, ещё и доставляет удовольствие двум-трём читателям. А мне помогает жить и бороться с многочисленными персональными демонами и Чёрными Людьми.
L. Есть ли что-то в каноне, что вдохновляет вас больше всего остального?
Его благодатная драматургия. "Дух веет, где хочет". Одно из явных доказательств бытия Божия.
M. Самый лучший совет для фикрайтеров, с которым вы сталкивались?
Для всех литераторов очень полезен совет Стругацких писать сценами. Молодые авторы не сразу приходят к этому способу оформления текста, как ни странно.
N. Самый худший совет для фикрайтеров, с которым вы сталкивались?
Толстой говорил "если можешь, не пиши", Чехов говорил "за писания нужно пороть". М-м-м... А возможно, что это лучшие советы :-)
O. Если бы вы могли снять фильм на любой из ваших фиков, какой бы выбрали?
"Криоген". ИМХО, это самый зрелищный и эсхатологический из всех моих текстов. Может быть, Господь Бог за него меня в рай впустит.
P. Если бы вам с этого момента пришлось писать только один пэйринг, какой бы выбрали?
Мастер меча Дуку, мастер танца Дори, мастер бухучёта и аудита Сайфо-Диас и хранительница архива Храма джедаев Йокаста.
Q. Вы пишете фик по порядку или сцены в разном порядке?
Пишу в том порядке, который наилучшим образом помогает решить стоящую передо мной художественную задачу.
R. Используете ли вы какие-нибудь дополнительные средства (например, описание сюжета, экселевские таблицы и т.д.)
Делаю план глав, подбираю цитаты, которые помогут выстроить мысль, пишу стихи на полях рукописи.
S. Стивен Кинг как-то сказал, что музы – это мужчина, который живет в подвале. Есть ли у вас муза?
Конечно. Если отталкиваться от определения Кинга, то это мальчик, его семья, его будущая жена и его друзья, которые сидят вместе с ним в подвале моей памяти – но когда-нибудь обязательно выйдут на свободу :-)
T. Опишите идеальные условия для написания фика.
Простудная болезнь, желательно с температурой до 39°С.
U. Сколько раз вы правите фик/главы фика перед тем, как запостить?
Ой, это у моей сестры надо спросить. Бывает, что и раз 10, пока не звучит между нами заветное слово: "бубликуй!"
V. Выберите кусочек из ваших ранних фиков и перепишите в вашем нынешнем стиле.
Стиль у меня не изменился. Я начал писать фанфики по "ЗВ" уже более чем зрелым человеком.
W. Если бы вы решили полностью отредактировать один из своих старых фиков, какой и почему?
Нет, править ничего не нужно. Ну, может быть, какую-то мелочь, чтобы лучше состыковать даты всех частей эпопеи "ЗВ".
X. Вы когда-нибудь удаляли уже запощенные фики?
Нет.
Y. Какую бету вы ищете?
Уже нашёл. Это моя сестра :-)
Z. Бетите ли вы сами фики? Какая из вас бета?
Пару раз меня просили вычитать, что-то подсказать. Я посредственный критик, наверное, в силу эгоизма.
AA. Как вы относитесь к соавторству?
Очень положительно!
AB. Назовите трех любимых фикрайтеров и напишите, за что их любите.
Чукча мало-мало читатель. Мне большей частью понравился фанфик "Антиканон" alma725 и её же "Смерти нет", очень нравятся (большей частью) фанфики Нарет-кошки, она же Младшая, она же ray_nort (жалко, что она так мало и редко пишет), а также рассказы Гросс-Адмирала Трауна. "Это было очень-очень давно" (с)
За что понравились? За сугубый реализм, добрую выдумку и огромную любовь к миру "ЗВ".
AC. Если бы вы могли написать сиквел (или приквел) к абсолютно любому фику (не своему), какой бы выбрали?
Другие фанфики, которые мне нравятся, хорошо сами по себе, без моего вмешательства.
AD. Вы пишете по заявкам?
Никогда не получал заявок. Вряд ли смогу.
AE. Вы предпочитаете, чтобы ваши фики строго укладывались в канон, или не особенно бережно с ним обращаетесь?
Предпочитаю, чтобы укладывались строжайшим образом (ну, с моей точки зрения :-))
AF. Пишете ли вы НЦ17?
Не вижу смысла. Если имеется в виду описание половых органов, то лучше меня с этим давно справилась медицинская энциклопедия, а если матерщина – то "эта гипотеза для моих логических построений не нужна" (я не люблю животных и никогда о них не пишу).
AG. Пишете ли вы крэк?
Не знаю, что это такое. Это слово у меня ассоциируется исключительно с наркотиком.
AH. Что вы думаете про нон-кон и даб-кон?
Не знаю, что это такое.
AI. Вы можете убить канонного персонажа в фике?
Если в каноне он жив, это недопустимо. Все мои фики – это комментарии к канону, не более того.
AJ. Расскажите о фиках, которые сейчас пишете.
Никак не могу дописать (потому что не могу найти концовку) фанфик "Здесь и сейчас" об отроческих годах Квай-Гона, Мэйса Винду и Ки-Ади-Мунди.
AK. Расскажите о любимом из полученных комментариев.
Читательница написала, что во время чтения моей повести "Криоген" в транспорте (с электроннй книги или с айфона, насколько я понял) у неё настолько обострилось восприятие, что она пресекла намечавшуюся карманную кражу. Это, конечно, огромная похвала автору. Хотя и не предотвращение убийства... но ведь и воровство – тоже грех отвратительный!
Также благодаря комментарию к фанфику зародилась и окрепла одна замечательная дружба по переписке, плодом которой является этот дневник.
AL. Бывают ли у вас негативные комментарии и как вы к ним относитесь?
Конечно бывают. Отношусь с пониманием. Сам, бывает, читаю-читаю какой-нибудь текст, а он не фонтан. Конечно, жаль потерянного времени, а главное – несостоявшегося чуда от текста. Если кто-то от моих фанфиков то же испытывает и потому высказывает своё "фэ", как же тут не понять человека?
AM. Напишите альтернативный финал к одному из своих фиков.
Это невозможно, потому что финал – как раз самое ценное, единственно возможное, логически выверенное и эмоционально общупанное в тексте. ИМХО, знак качества любого текста — финал. Если его возможно изменить, значит текст так себе. Можно представить себе, что "Мастер и Маргарита" оканчивается иной строчкой, нежели концовка про пятого прокуратора Иудеи? А рассказ Эдгара По "Приключения Артура Гордона Пима" иной фразой, нежели "И кожа ее белее белого"? То-то же! Пусть я не настоящий писатель, но уж концовки у моих вещей – настоящие. Всегда стремлюсь к тому, чтобы они стояли в ряду великих канонов литературы. Ради них, можно сказать, и пишу :-)
@темы: "Летели два крокодила...", Фанфики
У меня снова сессия, и я снова заглянула к Вам в гости.
Есть идея повести о том, как Аса-Ола Тари пережила правление Палпатина
Знаете, если Вас это как-то вдохновит, или подстегнет для скорейшего написания, то хочу Вам сказать, что у вас уже есть один читатель, который очень-очень ждет появления этой повести на свет.
Я посредственный критик, наверное, в силу эгоизма.
Ничего себе "посредственный"! Вы скромничаете, это я как человек, получавший от Вас критический разбор своего творчества, говорю. Правда, есть у меня такое подозрение, что тогда я была не готова к Вашей критике. И, если честно, не уверена, что готова и сейчас, спустя многие годы.
Критика должна быть на пользу, критик должен держать главной целью помощь собрату по перу. А если это просто желание возвыситься за счёт насмешки на промахами менее опытного — какая же это критика? Это подлость.
Задумка о том, как Аса Ола-Тари пережила правление Палпатина, вылилась в малую форму. В рассказик, который написался ко дню рождения ray_nort. Вот он:
Герой Республики
И кто слабым был, сильным стал тогда,
а кто сильным был — стал ещё сильней.
Я не знаю, что рассказывать. Звонил уже корреспондент, взял у меня интервью, потом я видела в газете: два слова, да и не о том, о чём я говорила. И фото моё с подписью «Награждение бойцов Сопротивления». И вот теперь передача эта, «Живи и помни».
Ну, какой же я боец? Я вообще не боец. И годы мои не те, и характер…
Главное, что ребята меня нашли. Это словами не передать, какая радость была для всех нас! Вот они — да, бойцы. А мне было очень страшно.
Вообще, всё это постепенно накапливалось. При той Республике нам очень хорошо жилось. И я знала, что хорошо, и даже, бывало, еду на работу или с работы, а то и на смене, и думаю: так хорошо, счастье такое, как Силу не прогневить, чтобы худо не стало? Конечно, жертвовала на Храм. Потом мне соседка говорила, что кто жертвовал, тех заносили в какой-то список, врагов государства, что ли… У меня был один знакомый джедай, постоянный посетитель нашего кафе, и когда я выяснила, что на Набу, на планете, где он погиб, памятник ему собираются поставить, то посылала деньги, именно на памятник. Может, потому что это были пожертвования на культуру, а не на армию — а во время первой войны много на армию собирали, — меня и не тронули. Не знаю.
Только не подумайте, что я это делала, чтобы задобрить Силу и сохранить мою благополучную жизнь. То есть и это тоже, зачем лукавить, но всё-таки скорее сначала ради него самого, ради памяти о нём, а уже потом о себе и о племяшке своей, и о её семье.
Семья-то у Элин была просто загляденье, я как думала о них, так пальцы колечком складывала, и сейчас вот, видите? Да, держу пальцы за них. Суеверие, конечно, но так у нас на родине было принято: когда о родных думаешь, держать пальцы колечком, чтобы не сглазить.
Хотя сначала я переживала: девке-то моей всего двадцать лет, в университете ещё даже до экватора не добралась, а уже замуж. Не бывает от таких замужеств ничего хорошего. Но это я так сначала думала, пока она его к нам домой не привела, знакомиться. Хороший мальчик. Сам он уже работал, младшим диспетчером в порту Семнадцатый-Северный. Очень хорошая работа, правда, и ответственность, и нервы, и уставал сильно за смену… Кто знает, что такое сменная работа, тот поймёт.
Так что я их благословила, живите, говорю. А потом уже и брат со своей приехал, на свадьбу, стало быть. Дети уже в собственной квартире жили: во-первых, его мама с сестрой им очень помогали, хорошая семья, приняли Элин как родную. Да и отец его тоже: и на свадьбе был, и чек подарил. Никогда никто из них не говорил, мол, серая задница из провинции.
Надо сказать, что очень им повезло ещё, что у Гласа по работе было знакомство с владельцем пары киосков в сувенирном коридоре в туристической зоне. Хотя, конечно, кто на Корускант прилетает, те всякую дребедень на память стремятся купить на площади Шествий. Там и голопроекции памятников, и поделки под джедайские свитки, и сувенирные мечи, и прочие побрякушки… Но ведь в зоне отправления и в зале ожидания даже ноги размять — и то в сувенирный коридор выходишь. А Элин такие чудесные открыточки рисовала, с такой любовью — вот пассажиры и покупали. Конечно, сдавали на реализацию, за малую кредитку, а всё-таки набегало хорошо. Она и на стажировку в очень хорошее место попала. Соседка моя, Нура, даже говорила, что это я не всё рассказываю, и без знакомств нельзя так устроиться. Ну, какие знакомства? У девочки из провинции, которая в университете-то, на искусствоведении своём, по пять тысяч за семестр платила. Я, бывало, и ночь не сплю, думаю: да где ж это работу найти, чтобы вернуть такие деньги? Экскурсоводные места все куплены, там хлеб, там своя мафия. Ко мне в буфет, официанткой? Тоже не выход. Мало того, что такие деньжищи платить, да ещё пахать: то эссе, то презентация, то цикл лекций по музеям… Гласа-то ей сама Сила послала, она ж из библиотек своих не вылезала, старые манускрипты, древняя живопись. Не понимаю я в таком, честно скажу, дура я. То есть, когда красиво, когда сердце из груди рвётся, когда душа летит — это я всё понимаю. И ожерелье, которое он мне незадолго до своей смерти подарил, — оно мне идёт, и красоту как будто всему миру сообщает. И красота, и искусство, и высоко… И картинки, которые Элин делает, мне тоже очень нравятся. И те музейные выставки, куда она меня водила, ещё когда замужем не была, — да, это всё красиво.
Но что, разве это может деньги приносить? Не верю. Вот не выйди она за Гласа, не знай он этого барыгу с сувенирами, — ну где бы её на работу взяли, куда?
А так она и кредит на учёбу, ещё не получив диплома, начала погашать, и его зарплаты им на выплаты за квартиру хватало, ну, и родители помогали. Я тоже немножко помогала. У нас ведь как на Корусканте: если у тебя семьи нет, льготы по квартплате, и место для парковки за смешные деньги, а как семью завёл — льготы снимаются сразу, а как дети — так сразу налог. Так вот, я своё парковочное место соседу сдавала, и эти деньги им на хозяйство переводила. Так что за первую мою внучатую племянницу они, получается, и не платили вовсе. Сразу родили её, Гуну, кнопку нашу любимую. Ну, а Марита через три года появилась, уж очень Глас сына хотел. Им в клинике чуть ли не до третьего триместра говорили, что сын. А по мне, так сестричкам лучше друг с другом. Мари за Гуной хвостиком ходила, ещё когда ходить не умела. Да. Славные девчушки, они такими и остались, хотя и выросли уже. У Гласа одни девки, получается: мама, да тётя, да бабушка, да жена, да две дочери, да я. Конечно, сын бы ему очень пригодился. У него, правда, младший брат есть, от второго брака его отца, но он как-то с той семьёй не сильно. Знаю, что иногда они пересекались с отцом, тот даже девчонок наших, когда они маленькими были, пару раз брал на свою виллу на Маранаях. Но всё-таки не то.
И вдруг эта война. Как гром среди ясного неба. Кому она нужна была? Да уж конечно, не простому народу.
Я их не сразу заметила, но все-таки заметила, несмотря на то, что способностей у меня никаких нет. Наверное, потому, что думала об этом постоянно, как только прошло это сообщение по всем каналам. Ведь расстреляли всех, даже детей. В вагоне народ не обсуждал происходящее, все просто смотрели на мониторы. А может, сразу включился страх? После всех этих экстренных сообщений и выступления Императора стало понятно, что дальше будет только хуже, и язык теперь нужно держать за зубами.
Когда я их увидела, то даже головой помотала: не померещилось ли? На парковочной площадке за мусорными баками. У меня как-то и мыслей не было, как они сюда попали, тут уже не до вопросов было. Четыре дня прошло, значит, четыре дня они прячутся в городе, без еды, без воды… Сразу вокруг посмотрела: видеонаблюдение же у входа! Но они тоже соображали, где укрываться.
Старший соображал. Младший-то совсем был кроха, только ходить научился, даже младше нашей Мариты. Сообразил тряпьё это помоечное на себя и на брата нацепить, но это даже мне было ясно, кто они такие. А уж новой этой имперской полиции-то…
Сразу мысль пришла: я же для Гуны к празднику карнавальное платье купила, в шкафу висит! Подошла я к ним осторожно, говорю, не бойтесь, мол, я сейчас вынесу одёжку моих внучек и проведу вас под монитором, как будто мы с внучками возвращаемся с прогулки. Они мне ни слова не сказали, только кивнули, и старший, и младший. Я скорее домой, потом выхожу. Перед камерой специально комлмнк взяла, вроде бы племяннице звоню, спрашиваю, когда она девчонок заведёт ко мне, а потом к Горстам на юбилей поедут. А, мол, говорю, вы уже на подходе — иду-иду!
Я вам говорю: страх тогда всех парализовал, в каждую душу вселился. Вот какие были времена. Это самое главное было. Буквально первые дни же Империи, казалось, не может народ вот так сразу шею под ярмо поставить? А вышло-то как… Да какая там память, какая гордость — страх, один дикий страх! Отвернулась от нас Сила.
И так я провела мальчишек через вход к лифту, переодетыми в платьица моих внучек. Конечно, вид у них был не как после праздника, но этот парик из серебряного «дождика» младшего хорошо укрыл, я его на руки взяла, как будто Марита капризничает, я ему всякие весёлые тормошилки на ушко говорю, а мысль только одна — донести бы, чтобы он у меня не умер на руках, потому что на последней же искре душа держится. Это я и без всяких тонких способностей чувствовала.
А старший молодцом держался до самой моей входной двери. Даже когда соседка на площадку вышла, и я сказала «Вот, ходили с девчонками в парк аттракционов на бал-маскарад», он тонким голосом взвизгнул, что больше на такое дурацкое представление не пойдёт — в точности так, как Гуна, когда капризничает после неудачной прогулки. Откуда он её голос знал? Сила указала. Теперь об этом уже можно вслух говорить.
Первым делом я им дала попить. Вернее, младший поил старшего с ложечки, что-то ему на ухо шепча. Потом только сам попил. Младшего мы отнесли на мою кровать, уложили, а старший в душ пошёл. Я ему свою старую клетчатую рубашку дала, а у самой мысли кипят: что делать, кого просить? Можно ли теперь с Галсом говорить о таком?
Но это первая паника была, мне и до сих пор стыдно, что я о своём зяте так подумала. Он и вывез мальчишек. Это он — герой Республики. Жаль, что он не дожил до этого дня.
Но пока возможность представилась, они у меня три месяца прятались. Девяносто пять дней. И ни одна живая душа о том не знала. Старшего Инир звали, младшего Нардис.
Но это не моя заслуга. Дети были просто чистый ауродий. И оба живы, и оба такие молодцы!
И знаете, я их сразу узнала.
И дальше этакий репортаж из хижины дяди Тома....
Процитированную строчку хочется подкрепить словами Зелёного из "Тайны третьей планеты": " Уж больно здесь красиво, жди беды"
Беда в том, что собрат по перу, похоже, настроен на другую волну и хорошо если уловил десятую часть того, что Вы хотели ему сказать. Но это беда собрата по перу, не Ваша.
я это как художественный замысел восприняла
А Дуку — да, погибшая звезда, и это огромная потеря для вселенной "ЗВ". "Всё это грустно" (с)