понедельник, 11 марта 2013
"Если не можете представить всю бесконечность, представьте хотя бы её половину".
читать дальшеЭто я вспомнил, прочитав вот такой отрывок (автор — В. Жвирблис):
"Люди чаще всего задумываются о бесконечности, глядя в безлунное звездное небо. Но бесконечность неба – лишь, так сказать, половина настоящей физической бесконечности, простирающейся не только в области бесконечно больших, но и в область бесконечно малых величин. И даже не половина, а ее бесконечно малая часть.
С образом настоящей физической бесконечности людям приходилось сталкиваться не на просторе, а в уютной домашней обстановке, при модном в старину гадании на зеркалах. Делалось это так: в абсолютной тишине и полном одиночестве девица садилась за стол, поставив перед собой одно зеркало, а позади – другое; по бокам она ставила зажженные свечи, освещавшие лицо мерцающим светом. И потом пристально вглядывалась в свое до бесконечности повторяющееся отражение, задумав вопрос, на который хотела бы получить ответ. Вопрос, естественно, касался замужества...
Говорят, спустя некоторое время гадавшей начинало чудиться неизвестно что и, если она вовремя не набрасывала на одно из зеркал специально приготовленное на такой случай полотенце, то с перепугу падала в обморок.
Не смейтесь, попробуйте-ка сами посидеть в тишине и полумраке меж двух зеркал хотя бы минут пятнадцать, вглядываясь в шевелящуюся бесконечность, и вы – современный, рационально мыслящий человек – тоже почувствуете себя очень и очень неуютно. Рано или поздно перестанете понимать, где находитесь вы, а где – ваше отражение, а затем и потеряете чувство реальности, запутавшись в бесконечном ряду одинаковых лиц...
С еще более точным образом реальной физической бесконечности я сам случайно столкнулся в далеком детстве, в довоенные годы. Мне, тогда четырехлетнему, почтальон принес очередной номер «Мурзилки», на обложке которого была напечатана такая картинка: комната, в ней на диване сидит мальчик и разглядывает журнал «Мурзилка», на обложке которого изображена снова та же самая комната и снова на том же самом диване сидит мальчик с «Мурзилкой» в руках – и так, видимо, до бесконечности.
И вдруг я подумал: но ведь я тоже мальчик, и тоже сижу на диване в очень похожей комнате, и тоже рассматриваю журнал «Мурзилка». А что, если и я сам нарисован на обложке такого же журнала и ее разглядывает мальчик, который тоже сидит на таком же диване в такой же комнате и сам нарисован на обложке журнала «Мурзилка»? Тут от ужаса я заревел, бросил журнал и старался больше его не видеть, хотя почему-то страстно тянуло посмотреть на обложку еще раз..."
С зеркалами трюмо я экспериментировал в лет шесть, хотя при дневном свете. Помню, что было настолько неуместно, что повторить не тянет и сейчас. Ещё была книжечка (к сожалению, я совсем не помню автора), где у мальчика была коробочка, а там находилась ещё одна коробочка, и так до бесконечности. И тоже было страшно.
@темы:
На полях,
Любимые цитаты
Матушка Ветровоск оглядела многослойный серебристый мир.
– Где я?
– ВНУТРИ ЗЕРКАЛА.
– Я мертва?
– ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС, – сказал Смерть, – НАХОДИТСЯ ГДЕ-ТО МЕЖДУ «НЕТ» И «ДА».
Эсме обернулась, и миллиард фигур обернулся вместе с ней.
– Когда же я смогу выбраться отсюда?
– КОГДА НАЙДЕШЬ ТУ, ЧТО РЕАЛЬНА.
– Это какой-то подвох?
– НЕТ.
Матушка посмотрела на себя.
– Вот эта, – сказала она.
(Терри Пратчетт, "Ведьмы за границей")
У Лема в "Рассказах о пилоте Пирксе" есть рассказ "Патруль". Вот там об этом страхе. То есть я чувствую, что на месте пилота не удержал бы себя в рамках в погоне за маленьким огоньком. И чувство, с которым ты, вдруг мельком взглянув на приборы, приходишь в себя (а неизвестный огонёк по-прежнему маячит перед носом) и понимаешь: всё кончено – это именно то чувство, тень которого я испытал, глядя в зеркала трюмо. Это было страшно. Не столько даже близкая смерть страшна (пилот ведь опасная профессия, а перед трюмо мне-то тем более смерть не угрожала), сколько потеря дома, системы координат и потому – смерть.