В недавнем общении по поводу "ЗВ" на этих страничках в реплике sinchronia прозвучала тема коллекционирования.
Это слово, "коллекционирование", любовь к расставлению вещей, вызвало кое-какие ассоциации. "Дай, – думаю, – поделюсь мыслями об особенностях мужского мышления. Может быть, это будет интересно моим ПЧ".
читать дальшеДостаточно широко распространено мнение, что мужчины интересуются вещами, а женщины – людьми. Это по большей части так, если под "вещами" в данном случае понимать абстрактные конструкции, элементы парадигмы (то есть порядка вещей).
Частный случай "любви к вещам" – систематизация каких-либо вещественных (или "вещественных") элементов с целью углублённого изучения, а также наслаждения чувством гармонии от особой совокупности этих элементов, и есть коллекционирование. Статистически среди коллекционеров подавляющее большинство – мужчины. В болезненном пределе эта любовь выражается у аутистов очень известным явлением – ранжированием предметов. Ранжирование – чуть ли ни главный символ этой болезни. Аутисты в большинстве своем – мужчины. Это дефект именно мужского восприятия мира.
Какую парадигму порождает "любовь к вещам" мужчин данного конкретного народа, видно по устройству общества и государства.
Хорошей иллюстрацией к вышесказанному служит совершенно гениальный мультфильм "Шкатулка с секретом" на музыку гениального же Владимира Мартынова. Авангард в музыке – это о нём. Сейчас он преподаёт в Троице-Сергиевой Лавре. Когда я узнал о его карьере, то первая мысль была: "Вот это да! Мартынов? Тот самый?!" А вторая: "А что же тут странного? Совершенно логический венец его дерзновенного пути к Тому, кто только и может ответить на все его вопросы".
Да, гений есть гений. Большая честь быть современником такого человека и иметь возможность попробовать плоды его творчества
Стихи (автор – блистательный пародист А. Иванов) конгениальны музыке.
Мультфильм можно посмотреть тут:
youtu.be/79yCl3zTMxs
(Не знаю даже, какой момент именно мне видится и слышится более прекрасным: когда мальчик догадался, зачем нужен храповик, и поставил его на место (минута 4.26), или когда вся система начала работать (и музыка, и визуальный ряд "душу мою согревают"
, как какая-нибудь отличная коллекция марок – душу коллекционера, минута 4.54).
Текст повествования состоит из двух частей: 1) традиция передачи знаний; 2) парадигма (тот самый "порядок вещей").
Традиция передачи знаний:
– Пап, а пап, что это за вещица?
– Это музыкальная шкатулка!
– Это что такая раньше музыка была?
– Да.
– Давно была?
– Да.
– А какой тогда был папа?
– Папа был такой.
– А когда такой был мальчик?
– Мальчик был вот такой.
– Что тут нарисовано такое?
– Нарисован театр.
Когда шкатулку заводили,
то внутри играла нежно музыка,
а сверху танцевали фигурки.
Но теперь там что-то сломалось…
– Что сломалось?!
– Там какой-то секрет…
– Что за секрет?!
– Сам разберись, попробуй – ты уж не маленький!
После того, как мальчик исследовал шкатулку во сне, буквально следуя мантре "Если бы я был очень-очень маленьким, я бы попал туда и разгадал бы, в чём секрет":
– Пап, а пап, что, я заснул?
– Да, а узнал ли ты секрет?
Как получается музыка,
И от чего она больше не играет ?
– Кажется я понял...
В общем-то, нужно ещё разобраться…
Пап, давай, вместе разберёмся?
– Давай.
Парадигма:
Колокольчики поют, музыка играет,
Никогда не устают, хор не умолкает
Мы готовы хоть сейчас зазвенеть приятно,
Что б вы делали без нас – просто непонятно!
Храповик:
– Хоть я не лезу на глаза,
позвольте слово мне сказать!
Молоточки тук, да тук, тукают охотно,
Извлекать умеют звук из чего угодно!
– Нас бы не было – беда, если разобраться.
Рады постараться!
Мы поэтому всегда рады постараться!
Храповик:
– Хоть я не лезу на глаза,
позвольте слово мне сказать!
Это валик, от него никуда не деться,
В этом функция его, должен он вертеться!
– Я важнейшая деталь, нет меня нужнее
Остальных мне просто жаль. Кто меня важнее?
Валик надо же крутить приложить старанья
На пружину обратить следует внимание!
Храповик:
– А ну пошли за мною все!
И я открою вам секрет!
Пружина:
Я пружина, чтобы жать, я нужна повсюду
В напряжении держать кого надо буду!
Храповик:
– Пошли за мною вслед скорей,
Я докажу вам, кто важней!
Вы хвастуны, как ни крути,
Мне даже слушать вас претит!
Весь шкатулочный народец:
– А ты-то кто? Как есть – никто!
Обломок, гвоздь металлолом!
Храповик:
– Ах так? Могу я дать ответ,
уж я-то знаю, где секрет!
Весь шкатулочный народец:
– Секрет? Какой ещё секрет? Секрета никакого нет!
Храповик:
– И всё ж я знаю, в чём секрет!
И я могу вам дать ответ!
Весь шкатулочный народец::
– Секрета нет, секрета нет, секрета никакого нет!
Ты просто лишняя деталь, тебя и выбросить не жаль!
Храповик:
– "Лишняя"?! "Не нужен вам"?!
Да без меня вы просто хлам! Хлам! Хлам!
Сломается вот эта штука —
Шкатулка не издаст ни звука!
В чём состоит "порядок вещей" в шкатулке? Чтобы система выдавала на-гора музыкальные звуки, то есть действовала в соответствии со своим назначением, должны звенеть колокольчики. Грубо говоря, тамошний народ должен работать, не уклоняться от своей обязанности звучать. Добродетель этого сословия состоит в том, чтобы "не уставать" и "не умолкать". Звучания добиваются с помощью самого государственного (репрессивного по определению) аппарата – служивых людей-"молоточков", которые заняты именно тем, что выбивают из колокольчиков звуки. Их доблесть – служение, "рады постараться". Как именно колотить по колокольчикам, молоткам указывает валик – система норм и правил, принятых в "шкатулке". От валика "никуда не деться", на нём записана вся "музыка" системы, весь её строй, который обеспечивается чиновничьим аппаратом. Этот аппарат, в свою очередь, полностью контролируется "пружиной" – политико-экономической системой, её высшими органами власти. Она держит всю шкатулку "в напряжении", создаёт динамику.
Источник же этого движения, находится вне системы. Шкатулка не может сама себя накручивать, её движущая сила находится в ином мире. Энергия, необходимая для постоянного подкручивания пружины, приходит Свыше, из мира идей.
Но кто отвечает за то, чтобы идеи Свыше, их энергия, поступали на пружину? Мелкая деталь в шутовском наряде – храповик. Сословие, отвечающее за идеи. Интеллигенция. И то, как она себя ведёт в системе, очень показательно. Если она исполняет свой долг так же, как все остальные, система работает. Если она пыжится и – как в мультфильме – готова выскочить из системы, погубить шкатулку, ради одного единственного мига "я докажу вам, кто важней!" – ну, вот такой финал и будет у музыкальной шкатулки. Желающий услышать музыку снова ставит храповик на место, накручивает пружину – и музыка звучит.
Это слово, "коллекционирование", любовь к расставлению вещей, вызвало кое-какие ассоциации. "Дай, – думаю, – поделюсь мыслями об особенностях мужского мышления. Может быть, это будет интересно моим ПЧ".
читать дальшеДостаточно широко распространено мнение, что мужчины интересуются вещами, а женщины – людьми. Это по большей части так, если под "вещами" в данном случае понимать абстрактные конструкции, элементы парадигмы (то есть порядка вещей).
Частный случай "любви к вещам" – систематизация каких-либо вещественных (или "вещественных") элементов с целью углублённого изучения, а также наслаждения чувством гармонии от особой совокупности этих элементов, и есть коллекционирование. Статистически среди коллекционеров подавляющее большинство – мужчины. В болезненном пределе эта любовь выражается у аутистов очень известным явлением – ранжированием предметов. Ранжирование – чуть ли ни главный символ этой болезни. Аутисты в большинстве своем – мужчины. Это дефект именно мужского восприятия мира.
Какую парадигму порождает "любовь к вещам" мужчин данного конкретного народа, видно по устройству общества и государства.
Хорошей иллюстрацией к вышесказанному служит совершенно гениальный мультфильм "Шкатулка с секретом" на музыку гениального же Владимира Мартынова. Авангард в музыке – это о нём. Сейчас он преподаёт в Троице-Сергиевой Лавре. Когда я узнал о его карьере, то первая мысль была: "Вот это да! Мартынов? Тот самый?!" А вторая: "А что же тут странного? Совершенно логический венец его дерзновенного пути к Тому, кто только и может ответить на все его вопросы".
Да, гений есть гений. Большая честь быть современником такого человека и иметь возможность попробовать плоды его творчества

Стихи (автор – блистательный пародист А. Иванов) конгениальны музыке.
Мультфильм можно посмотреть тут:
youtu.be/79yCl3zTMxs
(Не знаю даже, какой момент именно мне видится и слышится более прекрасным: когда мальчик догадался, зачем нужен храповик, и поставил его на место (минута 4.26), или когда вся система начала работать (и музыка, и визуальный ряд "душу мою согревают"

Текст повествования состоит из двух частей: 1) традиция передачи знаний; 2) парадигма (тот самый "порядок вещей").
Традиция передачи знаний:
– Пап, а пап, что это за вещица?
– Это музыкальная шкатулка!
– Это что такая раньше музыка была?
– Да.
– Давно была?
– Да.
– А какой тогда был папа?
– Папа был такой.
– А когда такой был мальчик?
– Мальчик был вот такой.
– Что тут нарисовано такое?
– Нарисован театр.
Когда шкатулку заводили,
то внутри играла нежно музыка,
а сверху танцевали фигурки.
Но теперь там что-то сломалось…
– Что сломалось?!
– Там какой-то секрет…
– Что за секрет?!
– Сам разберись, попробуй – ты уж не маленький!
После того, как мальчик исследовал шкатулку во сне, буквально следуя мантре "Если бы я был очень-очень маленьким, я бы попал туда и разгадал бы, в чём секрет":
– Пап, а пап, что, я заснул?
– Да, а узнал ли ты секрет?
Как получается музыка,
И от чего она больше не играет ?
– Кажется я понял...
В общем-то, нужно ещё разобраться…
Пап, давай, вместе разберёмся?
– Давай.
Парадигма:
Колокольчики поют, музыка играет,
Никогда не устают, хор не умолкает
Мы готовы хоть сейчас зазвенеть приятно,
Что б вы делали без нас – просто непонятно!
Храповик:
– Хоть я не лезу на глаза,
позвольте слово мне сказать!
Молоточки тук, да тук, тукают охотно,
Извлекать умеют звук из чего угодно!
– Нас бы не было – беда, если разобраться.
Рады постараться!
Мы поэтому всегда рады постараться!
Храповик:
– Хоть я не лезу на глаза,
позвольте слово мне сказать!
Это валик, от него никуда не деться,
В этом функция его, должен он вертеться!
– Я важнейшая деталь, нет меня нужнее
Остальных мне просто жаль. Кто меня важнее?
Валик надо же крутить приложить старанья
На пружину обратить следует внимание!
Храповик:
– А ну пошли за мною все!
И я открою вам секрет!
Пружина:
Я пружина, чтобы жать, я нужна повсюду
В напряжении держать кого надо буду!
Храповик:
– Пошли за мною вслед скорей,
Я докажу вам, кто важней!
Вы хвастуны, как ни крути,
Мне даже слушать вас претит!
Весь шкатулочный народец:
– А ты-то кто? Как есть – никто!
Обломок, гвоздь металлолом!
Храповик:
– Ах так? Могу я дать ответ,
уж я-то знаю, где секрет!
Весь шкатулочный народец:
– Секрет? Какой ещё секрет? Секрета никакого нет!
Храповик:
– И всё ж я знаю, в чём секрет!
И я могу вам дать ответ!
Весь шкатулочный народец::
– Секрета нет, секрета нет, секрета никакого нет!
Ты просто лишняя деталь, тебя и выбросить не жаль!
Храповик:
– "Лишняя"?! "Не нужен вам"?!
Да без меня вы просто хлам! Хлам! Хлам!
Сломается вот эта штука —
Шкатулка не издаст ни звука!
В чём состоит "порядок вещей" в шкатулке? Чтобы система выдавала на-гора музыкальные звуки, то есть действовала в соответствии со своим назначением, должны звенеть колокольчики. Грубо говоря, тамошний народ должен работать, не уклоняться от своей обязанности звучать. Добродетель этого сословия состоит в том, чтобы "не уставать" и "не умолкать". Звучания добиваются с помощью самого государственного (репрессивного по определению) аппарата – служивых людей-"молоточков", которые заняты именно тем, что выбивают из колокольчиков звуки. Их доблесть – служение, "рады постараться". Как именно колотить по колокольчикам, молоткам указывает валик – система норм и правил, принятых в "шкатулке". От валика "никуда не деться", на нём записана вся "музыка" системы, весь её строй, который обеспечивается чиновничьим аппаратом. Этот аппарат, в свою очередь, полностью контролируется "пружиной" – политико-экономической системой, её высшими органами власти. Она держит всю шкатулку "в напряжении", создаёт динамику.
Источник же этого движения, находится вне системы. Шкатулка не может сама себя накручивать, её движущая сила находится в ином мире. Энергия, необходимая для постоянного подкручивания пружины, приходит Свыше, из мира идей.
Но кто отвечает за то, чтобы идеи Свыше, их энергия, поступали на пружину? Мелкая деталь в шутовском наряде – храповик. Сословие, отвечающее за идеи. Интеллигенция. И то, как она себя ведёт в системе, очень показательно. Если она исполняет свой долг так же, как все остальные, система работает. Если она пыжится и – как в мультфильме – готова выскочить из системы, погубить шкатулку, ради одного единственного мига "я докажу вам, кто важней!" – ну, вот такой финал и будет у музыкальной шкатулки. Желающий услышать музыку снова ставит храповик на место, накручивает пружину – и музыка звучит.
Спасибо, это,безусловно, очень информативно и поучительно...
Вот ещё о принципах рационального и интуитивного мышления. Ну как не восхищаться Стругацкими, когда они так понятно и так образно сформулировали это!
"- Откуда ты узнал, что если людям сказать, то они уйдут? - спросил Комов.
- Я знал: люди хотят, чтобы всем вокруг было хорошо.
- Но как ты это узнал? Ты же никогда не общался с людьми.
- Я много размышлял. Долго не понимал. Потом понял.
- Когда понял? Давно?
- Нет, недавно. Когда ты ушел от озера, я поймал рыбу. Я очень удивился. Она почему-то умерла. Я стал размышлять и понял, что вы обязательно уйдете, если вам сказать.
Комов покусал нижнюю губу.
- Я заснул на берегу океана, - сказал он вдруг. - Когда я проснулся, то увидел: на мокром песке возле меня - следы человеческих ног. Я поразмыслил и понял: пока я спал, мимо меня прошел человек. Откуда я это узнал? Ведь я не видел человека, я увидел только следы. Я размышлял: раньше следов не было; теперь следы есть; значит, они появились, пока я спал. Это человеческие следы - не следы волн, не следы камня, который скатился с горы. Значит, мимо меня прошел человек. Пока я спал, мимо меня прошел человек. Так размышляем мы. А как размышляешь ты? Вот прилетели люди. Ты ничего о них не знаешь. Но ты поразмыслил и узнал, что они обязательно улетят навсегда, если ты поговоришь с ними. Как ты размышлял?
Малыш долго молчал - минуты три. На лице и на груди его вновь начался танец мускулов. Проворные пальцы двигали и перемещали листья. Потом он отпихнул листья ногой и сказал громко сочным баритоном:
- Это вопрос. По бим-бом-брамселям!"
Большинству женщин неводмёк, что большинству мужчин не дано этого интереса. Ну вот совсем, как ночного видения. Чтобы прозреть интересом к людям (я уж не говорю о любви), нужно пережить многое. В пределе – быть проглоченным китом, как Иона, который до того не видел в противниках людей, только фигуры на шахматной доске, и желал отомстить им, таким-сяким, не знающим порядка и закона.
Или получить чуткость к людям от Бога, как редкий дар. Камю получил (не утратив и интереса к "разбирательствам", иначе бы не писал).
В среднем же по больнице – "Я ушёл от закона, но так и не дошёл до любви".
Любовь для нашего брата – бескрайний квадрат в n гектаров, инструменты старателя и тяжёлый труд. Как сказал один мой хороший знакомый, умный парень, толковый предприниматель и хороший программист, "любовь – это же как золотой песок. Ты его с таким трудом намываешь, даришь ей – а она поджимает губы: мало. Ей нужны золотые горы. Но если она не ценит ту самую дорогую малость, что ты добыл в себе, разумно отойти. И вот разумом отходишь, а сердцем... а сердце-то уже не твоё!"
А вот похоть вспыхивает как спичка. Без каких-либо усилий и мудрования. Просто в системе в нужный момент подаётся искра. Тем не менее, именно это принимается юностью за любовь, широко описывается в литературе и, собственно, движет строительством новых тел, поскольку для того и предназначено.
Как всё-таки сложно устроен человек!
Не буду делать вид, что понимаю, но я очень стараюсь понять людей как людей и людей как мужчин и женщин. И вот смотрю на своих нынешних друзей и понимаю, что это не только мужчины - и женщины не так уж щедры любовью. Делиться нынче становится все больше и больше не принято. Если только это не поиски высшего блага и какого-то дикого, окольного совершенно пути к чему-то большему. Не в любви, не отдавая, а тренируя чакры, пассы и качая всякую эзотерику.
И все-таки любви этой хотят все. Правда, больше быть любимыми и получать, чем отдавать. Чтобы ободряли, одобряли, принимали, ценили и берегли. И, возможно, когда находят, никакая правдивость и истина уже как бы и теряют свой смысл.
А, я, кажется, знаю,в чем тут фишка. Любовь, во всяком случае, в том виде, который мне больше всего нравится, она не про "дать", а про "услышать - откликнуться". Мужчина, который выбирает женщину по принципу "что я могу ей дать", часто именно на этот тип отношений и нарывается, что он ей дает, дает, а ей этого почему-то мало.А потому, что от количества "взятого", хоть в материальном смысле, хоть в нематериальном, ощущение счастья не очень зависит. Ей важно куда-то расти, кем-то быть, жить... не знаю, как сформулировать... жить про что-то. Если мужчина в этом смысле будет ее как-то воспринимать и как-то с ней взаимодействовать, он ей будет гораздо более интересен, чем просто вечный даритель (или,того хуже, самопожертвователь). Как и она ему, кстати. Другое дело, что это действительно труднее, чем просто "давать". Это же надо начинать с того, чтобы ее слушать, а вдруг она опять про сломанный ноготь?.. :-))
Это, если помните, были такие книги - "В моей смерти прошу винить Клаву К." и "Сигнал надежды". Там уже после невзаимного романа девушка говорит бывшему поклоннику - понимаешь, ты все время пытался подарить мне себя, а мой муж подарил мне меня. Вот что-то вроде.
Хотя,конечно, люди и сами про себя редко понимают, куда они живут, что по большому счету хотят от жизни и так далее...
Все относительно.
Тяжелый труд в заданном направлении - это, имхо, реальная борьба с похотью. По сравнению с ним описанное "намывание золота" - видимость деятельности, поэтому и результаты такие неудовлетворительные.