Дочитал позавчера "Сердце меча". Очень понравилось. Наверное, лучший роман, который мне встретился за последние 10 лет.
Недавно я прочитал большую лазарчуковскую вещь "Кесаревна Отрада...", можно сравнить с ней. Больше всего импонировали 1) недоговорённость, 2) нелинейность, 3) описания советского быта в провинциальном городке, 4) собранность текста, его выставленная на обзор читателя механистичность. Наборная рукоятка – вот что такое "Кесаревна Отрада..." Пластмассовая. Достаточно удобно ложащаяся в руку. Знаешь, что самодельная, но всё равно ищешь клеймо "1 руб. 20 коп." Ищешь – и находишь.
А клинка нет.
"Кинжал в ножнах. Кинжал утерян, ножны не от него. Олень, убегающий из Сталинабадской области".
Текст можно назвать Механическим Дивом – тем самым феноменом, который вскользь описывался автором как движущая сила романного мира в заданный промежуток времени.

А в "Сердце меча" было очень интересно наблюдать за живым миром. Никакой механистичности, всё живое, везде жизнь. Автор живёт всеми персонажами.
Даже то, что к концу пошла некоторая скороговорка и автор устал – это тоже живое, и совсем не испортило впечатления от текста.
Жаль, что в своё время я не прочитал "Пятнадцатилетнего капитана", а фильм напрочь забыл (только помню, что топор под компас подложили), но у меня другая ассоциация выработалась – с "Куда идёшь?" Сенкевича.
В отзывах других читателей я видел жалобы на затянутость начала. Мне начало затянутым не показалось. Понравилось, насколько быстро автор ввёл читателя в курс дела. Ну, я вообще люблю посмаковать детали, люблю, когда в тексте есть медлительность крокодила. Вот только что "ничего не предвещало" – и вдруг чемодан побежал, оскалил зубы, раскрыл рот и ам! И это всё заняло буквально пару-тройку секунд.
За ходом такого повествования следить одно удовольствие. Это что касается технической стороны.
Эмоциональная составляющая меня тоже вдохновила. Временами было такое же воодушевление, как при перечитывании "Униженных и оскорблённых" Достоевского, а временами просто без всякого сравнения с другими текстами – чувствуешь радость и горе других людей, и всё тут.