В недавнем общении по поводу "ЗВ" на этих страничках в реплике sinchronia прозвучала тема коллекционирования.
Это слово, "коллекционирование", любовь к расставлению вещей, вызвало кое-какие ассоциации. "Дай, – думаю, – поделюсь мыслями об особенностях мужского мышления. Может быть, это будет интересно моим ПЧ".
читать дальшеДостаточно широко распространено мнение, что мужчины интересуются вещами, а женщины – людьми. Это по большей части так, если под "вещами" в данном случае понимать абстрактные конструкции, элементы парадигмы (то есть порядка вещей).
Частный случай "любви к вещам" – систематизация каких-либо вещественных (или "вещественных") элементов с целью углублённого изучения, а также наслаждения чувством гармонии от особой совокупности этих элементов, и есть коллекционирование. Статистически среди коллекционеров подавляющее большинство – мужчины. В болезненном пределе эта любовь выражается у аутистов очень известным явлением – ранжированием предметов. Ранжирование – чуть ли ни главный символ этой болезни. Аутисты в большинстве своем – мужчины. Это дефект именно мужского восприятия мира.
Какую парадигму порождает "любовь к вещам" мужчин данного конкретного народа, видно по устройству общества и государства.
Хорошей иллюстрацией к вышесказанному служит совершенно гениальный мультфильм "Шкатулка с секретом" на музыку гениального же Владимира Мартынова. Авангард в музыке – это о нём. Сейчас он преподаёт в Троице-Сергиевой Лавре. Когда я узнал о его карьере, то первая мысль была: "Вот это да! Мартынов? Тот самый?!" А вторая: "А что же тут странного? Совершенно логический венец его дерзновенного пути к Тому, кто только и может ответить на все его вопросы".
Да, гений есть гений. Большая честь быть современником такого человека и иметь возможность попробовать плоды его творчества
Стихи (автор – блистательный пародист А. Иванов) конгениальны музыке.
Мультфильм можно посмотреть тут:
youtu.be/79yCl3zTMxs
(Не знаю даже, какой момент именно мне видится и слышится более прекрасным: когда мальчик догадался, зачем нужен храповик, и поставил его на место (минута 4.26), или когда вся система начала работать (и музыка, и визуальный ряд "душу мою согревают" , как какая-нибудь отличная коллекция марок – душу коллекционера, минута 4.54).
Текст повествования состоит из двух частей: 1) традиция передачи знаний; 2) парадигма (тот самый "порядок вещей").
Традиция передачи знаний:
– Пап, а пап, что это за вещица?
– Это музыкальная шкатулка!
– Это что такая раньше музыка была?
– Да.
– Давно была?
– Да.
– А какой тогда был папа?
– Папа был такой.
– А когда такой был мальчик?
– Мальчик был вот такой.
– Что тут нарисовано такое?
– Нарисован театр.
Когда шкатулку заводили,
то внутри играла нежно музыка,
а сверху танцевали фигурки.
Но теперь там что-то сломалось…
– Что сломалось?!
– Там какой-то секрет…
– Что за секрет?!
– Сам разберись, попробуй – ты уж не маленький!
После того, как мальчик исследовал шкатулку во сне, буквально следуя мантре "Если бы я был очень-очень маленьким, я бы попал туда и разгадал бы, в чём секрет":
– Пап, а пап, что, я заснул?
– Да, а узнал ли ты секрет?
Как получается музыка,
И от чего она больше не играет ?
– Кажется я понял...
В общем-то, нужно ещё разобраться…
Пап, давай, вместе разберёмся?
– Давай.
Парадигма:
Колокольчики поют, музыка играет,
Никогда не устают, хор не умолкает
Мы готовы хоть сейчас зазвенеть приятно,
Что б вы делали без нас – просто непонятно!
Храповик:
– Хоть я не лезу на глаза,
позвольте слово мне сказать!
Молоточки тук, да тук, тукают охотно,
Извлекать умеют звук из чего угодно!
– Нас бы не было – беда, если разобраться.
Рады постараться!
Мы поэтому всегда рады постараться!
Храповик:
– Хоть я не лезу на глаза,
позвольте слово мне сказать!
Это валик, от него никуда не деться,
В этом функция его, должен он вертеться!
– Я важнейшая деталь, нет меня нужнее
Остальных мне просто жаль. Кто меня важнее?
Валик надо же крутить приложить старанья
На пружину обратить следует внимание!
Храповик:
– А ну пошли за мною все!
И я открою вам секрет!
Пружина:
Я пружина, чтобы жать, я нужна повсюду
В напряжении держать кого надо буду!
Храповик:
– Пошли за мною вслед скорей,
Я докажу вам, кто важней!
Вы хвастуны, как ни крути,
Мне даже слушать вас претит!
Весь шкатулочный народец:
– А ты-то кто? Как есть – никто!
Обломок, гвоздь металлолом!
Храповик:
– Ах так? Могу я дать ответ,
уж я-то знаю, где секрет!
Весь шкатулочный народец:
– Секрет? Какой ещё секрет? Секрета никакого нет!
Храповик:
– И всё ж я знаю, в чём секрет!
И я могу вам дать ответ!
Весь шкатулочный народец::
– Секрета нет, секрета нет, секрета никакого нет!
Ты просто лишняя деталь, тебя и выбросить не жаль!
Храповик:
– "Лишняя"?! "Не нужен вам"?!
Да без меня вы просто хлам! Хлам! Хлам!
Сломается вот эта штука —
Шкатулка не издаст ни звука!
В чём состоит "порядок вещей" в шкатулке? Чтобы система выдавала на-гора музыкальные звуки, то есть действовала в соответствии со своим назначением, должны звенеть колокольчики. Грубо говоря, тамошний народ должен работать, не уклоняться от своей обязанности звучать. Добродетель этого сословия состоит в том, чтобы "не уставать" и "не умолкать". Звучания добиваются с помощью самого государственного (репрессивного по определению) аппарата – служивых людей-"молоточков", которые заняты именно тем, что выбивают из колокольчиков звуки. Их доблесть – служение, "рады постараться". Как именно колотить по колокольчикам, молоткам указывает валик – система норм и правил, принятых в "шкатулке". От валика "никуда не деться", на нём записана вся "музыка" системы, весь её строй, который обеспечивается чиновничьим аппаратом. Этот аппарат, в свою очередь, полностью контролируется "пружиной" – политико-экономической системой, её высшими органами власти. Она держит всю шкатулку "в напряжении", создаёт динамику.
Источник же этого движения, находится вне системы. Шкатулка не может сама себя накручивать, её движущая сила находится в ином мире. Энергия, необходимая для постоянного подкручивания пружины, приходит Свыше, из мира идей.
Но кто отвечает за то, чтобы идеи Свыше, их энергия, поступали на пружину? Мелкая деталь в шутовском наряде – храповик. Сословие, отвечающее за идеи. Интеллигенция. И то, как она себя ведёт в системе, очень показательно. Если она исполняет свой долг так же, как все остальные, система работает. Если она пыжится и – как в мультфильме – готова выскочить из системы, погубить шкатулку, ради одного единственного мига "я докажу вам, кто важней!" – ну, вот такой финал и будет у музыкальной шкатулки. Желающий услышать музыку снова ставит храповик на место, накручивает пружину – и музыка звучит.
В недавнем общении по поводу "ЗВ" на этих страничках в реплике sinchronia прозвучала тема коллекционирования.
Это слово, "коллекционирование", любовь к расставлению вещей, вызвало кое-какие ассоциации. "Дай, – думаю, – поделюсь мыслями об особенностях мужского мышления. Может быть, это будет интересно моим ПЧ".
читать дальше
Это слово, "коллекционирование", любовь к расставлению вещей, вызвало кое-какие ассоциации. "Дай, – думаю, – поделюсь мыслями об особенностях мужского мышления. Может быть, это будет интересно моим ПЧ".
читать дальше