В "РЖ" хорошая статья о Питере.
russ.ru/Mirovaya-povestka/PeterburgskoeОсобенно мне понравилось это:
"Венецианские образы вдохновляли многих – но под другим небом оказывается не повтор, а новое, вступившее в сговор с небом, воздухом, людьми – ирреальность, которая противоположна Венеции. Венеция вся говорит о смерти, точнее об «искусстве умирания», в Петербурге смерти нет – поскольку не может умереть то, чего нет, а в Питере невозможно быть уверенным в подлинном существовании чего бы то ни было, в том числе и смерти – имеющей в Венеции статус окончательной реальности, на которую опирается все остальное".
читать дальшеИ отзыв читателя:
"Создатели Петербурга идеальный город строили. И очень хорошо сравнение с Венецией. Уж если с каким-то городом Питер сравнивать, то с Венецией, конечно. Но Венеция жуткая, а Питер прекрасный".
От себя ещё добавлю про Париж: некоторые места выглядят совершенно по-питерски, но дух города свосем другой, и чувствуешь себя обманутым, как маленький Рэдрик Шухарт, который лизал пуговицы с материной кофты, всякий раз поражаясь и обижаясь, что они выглядят, как леденцы, – а на вкус омерзительны. Бульвар Распай, например. Есть участки, как будто Литейный. Есть участки, как будто Рубинштейна. А нет же – Распай, и всё тут. Представишь себе, как это действовало на мозги эмигрантов первой волны... На того же Набокова. Описание Парижа в "Лолите" веет ненавистью к мачехе вместо матери. Которая – да, не дала умереть, но и жизнью это назвать нельзя.