На сайте уважаемого Вячеслава Рыбакова прочитал статью "Из истории советской научной фантастики":
rybakov.pvost.org/?page_id=1034
Финал этой статьи хочу процитировать:
читать дальше"Ровно так же, как десятком лет позже одним росчерком диктаторского пера миллионы русских, не выходя из дому, разом оказались национальными меньшинствами в чужих странах, так и тогда в единый миг творцы и фанаты советской НФ, ни на волос не сменив убеждений и пристрастий, разом оказались главными антисоветчиками. Да-да, именно они. Не Ефремов со своим полузапрещенным «Часом быка», и не Стругацкие со своими вовсе запрещенными «Гадкими лебедями», и даже не Солженицын с его «ГУЛАГом», а все эти безымянные и бесчисленные увлеченные трудяги, необоримо стремившиеся познавать и создавать — и абсолютно неспособные НЕ познавать и НЕ создавать.
Решение Политбюро было совершенно секретным. Но в считанные годы вся огромная страна каким-то чудом пронюхала, что воровать отныне куда проще, выгоднее и правильнее, чем делать самому.
И вот мы здесь".
Присоединяясь к магистральной мысли автора, всё же хочу по поводу одного пассажа написать многабукаф:
"Покажите мне мальчишку, который хочет быть не рыцарем без страха и упрека, а персонажем Достоевского!"
Персонажем Достоевского я быть не хотел, а вот понять и разобраться в персонажах Достоевского мне в 11 лет (когда я запал на ФМ) хотелось не менее, чем быть рыцарем без страха и упрёка (параллельно читалось на долгие годы обожаемое "Айвенго", так что я знаю, о чём говорю).
Cамые страшные враги – не хулиган из соседнего подъезда, и не генерал Грязь и генерал Мороз, а изъяны собственной души. Потому что тело, даже самое калечное и плохонькое, можно всегда поставить на службу "силам прогресса и разума", да и развить, и подлечить в конце концов – если в этом теле будет здоровый дух. Если же дух будет ущербный, "кривой да гнутый" – тут не только тело, но и все чудеса техники ахнут вместе с "изобретателем", а то и всей Землёй в такую чёрную дыру, что мало не покажется.
Поэтому именно Достоевский учил меня работать над "морально-волевыми" (которые затем качественно перешли и в относительную силу тела), а не мужественно-атлетический "Айвенго".
Враги в "Тайне двух океанов" даны пионеру-герою per se. Но что в них se, а что ante lucem? И откуда оно взялось, это ante, что и lux уже нулевой? Что там было "до света"?
"Что там было, как ты спасся?!" – каждый лез и приставал" (с)
Особенно достоевский Князь из "Униженных и оскорблённых" поразил в то время моё воображение. Это настоящая детская книга: она учит различению сущностей прямо-таки хрестоматийно. Гораздо лучше, чем "Преступление и наказание". Именно этот Князь проглядывал через самых неприятных людей, да он же является и "крёстным отцом" всех наиболее страшных героев, которых я когда-либо живописал многими буквами.
Спасибо Фёдору Михайловичу за моё счастливое детство
А вообще в своём эссе Рыбаков пишет о "сыновьях Марфы" – деятельных инженерах. Но есть ведь и "сыновья (и дочери) Марии", которым разобраться в человеческой душе интереснее, чем построить какую-нить буровую установку... Все нужны!
На сайте уважаемого Вячеслава Рыбакова прочитал статью "Из истории советской научной фантастики":
rybakov.pvost.org/?page_id=1034
Финал этой статьи хочу процитировать:
читать дальше
rybakov.pvost.org/?page_id=1034
Финал этой статьи хочу процитировать:
читать дальше